Итак, в предыдущей публикации мы с вами затронули тему ошибки Поля Ботта, когда он вместо Ниневии откопал совсем другой город. И вот пришла пора немного поговорить о том, как в XIX веке все-таки нашли не одну, а сразу несколько столиц ассирийского царства. Кстати, это была одна из особенностей ассирийских правителей - переносить столицу на новое место. То есть, как только на трон восходил новый правитель, он выбирал для столицы новый город и старался превзойти своих предшественников. Соответственно, в этих краях и поле для поиска древних городов было широчайшее.
Как мы помним поль Ботта по совету одного из арабов начал искать Ниневию к северу от Мосула. А вот Лэйярд на первом этапе своих поисков организовал экспедицию к югу от этого иракского города. Есть там небольшое поселение Нимруд, куда он и отправился.
Интересно, что отчасти в поисках ему помогли редкие дожди, которые бывают в этих местах. Они размыли один из холмов, из которого явственно проступили следы стен. Кроме того, Лэйярда заинтересовало сходство названия деревни с именем правнука одного из библейских персонажей - правнука Ноя звали Нимрудом. В общем, он начал раскопки холма Калах-Шергат. И уже через сутки были сделаны первые находки: несколько богато украшенных каменных плит.
Ну а еще через несколько дней была найдена отлично сохранившаяся статуя человека-льва. Если я правильно понимаю, то оригинал сегодня можно посмотреть в Британском музее.
За три года раскопок к 1848 году местный дворец был открыт практически полностью. Любой другой исследователь на этом бы закончил свои поиски, но Лэйярд понимал, что он откопал не Ниневию. А его целью была именно она. Лэйярд снова решил перенести раскопки на север от Мосула. Но если Поль Ботта устремился на северо-восток, то Лэйярд взял ближе к Тигру на северо-запад.
В общем эти раскопки тоже достаточно быстро привели к успеху. Ну а находки затмили даже те, которые были сделаны в Нимруде. Рельеф "Умирающая львица", который ныне хранится в Британском музее, считается одним из классических образцов античного искусства.
Ну и, конечно, нельзя не сказать о знаменитой библиотеке ассирийского царя. Понятно, что это не книги на бумаге. Это около 30 тыс. глиняных табличек, которые стали важнейшим источником сведений об античном мире.
Уже в ХХ веке раскопки продолжили и раскопали, а затем восстановили знаменитые ворота, которые, если я правильно понимаю, и были взорваны.
Кстати, из Москвы до Мосула не так и далеко - около 3000 км. Гораздо ближе, чем до многих мест в Сибири, исследованных русскими землепроходцами.
Вот Генри Лэйярд оказался причастен к раскопкам сразу дву столиц Ассирии! Жду ваших комментариев. Спасибо, что дочитали до конца