Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Такая хорошая, аж бесит

В одном фильме я услышала удивительную фразу: "Человек может прожить супер-достойную жизнь, активно заниматься благотворительностью, но в конечном итоге, количество людей на его похоронах зависит от погоды".

Это о том, что выбирая быть хорошим, надо отдавать себе отчет, что этот твой выбор сделан ради себя. А не ради благодарности других, которой может и не быть.

Это твой осознанный выбор, а не вынужденная позиция от безысходности.

И очень важно осознавать, что в какой-то момент это "для себя" может поменять траекторию в сторону "против себя".

Я написала пост о том, как не могу отказать людям, потому что я такая вся хорошая, и порой делаю то, о чем просят, даже ущемляя свои собственные интересы, и при этом злюсь на себя, но продолжаю так делать. 

А мне один друг в ответ на пост написал: "Надо же, тебе хорошей быть важнее, чем настоящей".

И я об эту фразу думала два дня. Что очень сложно разлепить хорошесть и настоящесть...

Почему-то тут опять мысли рикошетят в "созависимость". 

Моя мама, помню, не могла долго на даче жить. Говорила: "Поеду домой, а то он (отец) спалит там всё..."

Папа много курил, и правда, находясь в состоянии опьянении, мог заснуть с сигаретой. Или говорила: "Ну вот что он там ест? Надо ехать, хоть огурцов и картошки привезти".

Но я искренне не понимала, зачем возвращаться туда, где плохо, если есть возможность не возвращаться? Что за мазохизм? Он взрослый дядя, пусть сам себя прокормит и обеспечит безопасность.

Иногда лучшее, что мы можем сделать для человека - перестать его пичкать нашей заботой и участием в его судьбе.

 Потому что когда мы его спасаем без прямой опасности и без прямой просьбы, это скорее агрессивный террор заботой, чем помощь, медвежья услуга. То самое пресловутое причинение добра. Мы бесконечно спасаем его, отбирая необходимость научиться это делать самостоятельно.

Зачем барахтаться, отталкиваться от дна и всплывать, если где-то рядом непременно обитает "добрый дружок" со спасательным кругом? Можно тихо тонуть - он подхватит, и будет счастлив от предоставленной возможности спасти кого-то и быть героем.

А главное, зачастую в этом месте мы отменяем самих себя. Ущемляем, не замечаем, как бы самому себе говорим: "Да плевать, что тебе плохо. Не сахарный". 

Но мама будто не могла без этого своего "плохо". Созависимость - это когда ты сознательно возвращаясь в боль, и получаешь при этом от этого какое-то странное удовольствие, которое со стороны кажется искажённым.

Ну, то есть мама, конечно, не признала бы в жизни, что в этом есть удовольствие. Она видела только самопожертвование "Он без меня погибнет", а то, что это разрушает её саму, будто не замечала. Она снова и снова выбирала не себя. 

Я однажды даже ходила на сессию с психологом. 

Запрос был такой: "Я такая хорошая, аж бесит". То есть я делаю много хорошего, порой даже перебираю, себя обижаю, но остановиться не могу. Ценой своего сна, здоровья, сил я турутутуту - лечу спасать мир. 

Ну, конечно, кто ж, если не я.

Искала пример понаглядней.

Ну, вот, скажем, набившая оскомину тема долгов. Мне многие люди так и не вернули долг. Кто-то мало, кто-то много.

Проблема даже не в том, что не вернули. А в том, что когда пришел договоренный срок отдачи, а денег у них не было, они просто не вернули и не позвонили, не предупредили как-то, не спросили, мол, Оль, засада, можешь еще потерпеть?

Просто пропали с горизонта, решив: "Конечно, она может". А я правда смогу, конечно. Но дело не в этом, а в том, что это мне решать: хочу ли я смочь. 

А у меня, например, ипотека. Если мне вернут долги, я хорошо сокращу себе ежемесячный платёж. И те, кто не возвращает, знают об этом. Но не возвращают. Потому что выбирают себя, и их проблемы кажутся им серьёзнее, чем мои. 

Ну, наверняка, у них есть уважительная причина не возвращать. Нет, они не забыли.

 И да, на что-то они живут, покупают продукты, ходят в кино. 

Они выбрали не меня.

И я выбрала не меня.

Позвонить и сказать: "Маша, при всём уважении, к пятнице будь добра верни мои деньги" я могу? Могу. Но не скажу. А то я ж плохая буду. А так - хорошая. Хороший лох.

Переживаю за Машу, ну никак у нее не получается заработать, у бедоси. А у меня получается, поэтому пока покатаемся на моем кошельке. Так решила Маша, а я промолчала, а молчание - знак согласия.

Ну, как будто Маша залезла в мою.сумочку, взяла деньги и говорит: "Пока ты выходила, я одолжила у тебя 30 тыщ. Хорошо? А то с деньгами швах"

А ты так охренела, что молча кивнула.

Давать в долг - это помогать. А я люблю помогать. Хорошим людям помочь - это энергия и вдохновение. И хорошие - они и ведут себя как хорошие. И если не могут вернуть, сто раз наберут и переспросят, не сильно ли подводят.

А те, кто проигнорил - это их выбор и их карма.

Речь не о них. А обо мне и моём молчании.

Оно означает: "Со мной так можно".

К сожалению. Хотя мне бы хотелось, чтобы было нельзя. Но это "нельзя" как-то само должно наступить, видимо. Без моего участия. А это, как оказалось, невозможно. 

Мне кажется, это тоже она, моя созависимость. От собственной хорошести. 

Что с этим делать? 

Понятно что - вылезать. 

Это непросто, конечно. 

Для начала, кстати, неплохо заметить то, что вот эта хорошесть - это не только удовольствие, а удовольствие, которое вас разрушает.

Ну, меня точно. 

Я злюсь.

Не на них - на себя.

Ну и на них.

Надо встретиться лицом к лицу с этой злостью, спросить саму себя: "Ну что, нравится?"

И больше не хочется оставлять это на их совести. Хочется призвать их к ответу, ценой собственной хорошести.

Не знаю, Маш, что там у тебя случилось, но верни мне мои деньги. 

А вместе с ними робко вернется моё самоуважение.

Со мной так нельзя.

На фото - картиночки из дидактики для детей "Эмоции". Некоторые можно заменить на мои фотографии)))

Эмоции
Эмоции