Начну с того, что дома должны существовать несколько ТАБУ, которых будут придерживаться все члены семьи. К ним относятся именно те предметы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя брать ребенку, подходить к ним и т.д. То, что под строгим категорическим запретом. Например, это могут быть розетки, вилки, острые предметы, техника.
Эти вещи нельзя брать, играть с ними ни с кем из взрослых, ни при каких обстоятельствах. Мама и папа должны договориться об этих запретах. Такой запрет обозначается словом «НЕЛЬЗЯ», его можно аргументировать, при желании. Но это табу, это запрещено.
Таких нельзя должно быть немного, в одном источнике я находила информацию, что 6-10.
Ко всем подряд вещам «нельзя» нельзя применять, теряется значимость данного слова. Становится слишком много действий под запретом. Не реализуется самостоятельность ребенка.
Поэтому прежде, чем, отказать ребенку необходимо проанализировать, относится это к категории «нельзя» или это все-таки можно. Зачастую возникают ситуации, когда аргументированного «нельзя» у родителя нет.
Поэтому ребенок не воспринимает слово нельзя как ценное и важное. Бывает и так, что родитель сегодня разрешает, а завтра запрещает – эта непоследовательность также приведет к тому, что ребенок не сможет оценить слово «нельзя».
В любом случае, при любом отказе проанализируйте, действительно ли нельзя. А затем объясните почему нельзя, присоединившись к эмоциям ребенка, такими фразами: «Я тебя понимаю, но (причина отказа)».
Также не стоит во всем отказывать ребенку. Подумайте, может это несложная просьба и можно ее выполнить, а может стоит пойти на уступку.
В любом случае, в запретах, чтобы ребенок вас слушал, старайтесь быть последовательным.