Найти в Дзене
Юля С.

Наступая себе на пятки

Любовь Андреевна всегда считала себя хорошим человеком, душевным, готовым помочь и поддержать. Многие видели ее такой же, а кто-то без зазрения совести пользовался ее добротой, но даже таким она почти никогда не отказывала.

Нет, она была не из тех, кто не может отказать в принципе. Она могла, если считала это нужным, но по большей части она хотела помогать родным, друзьям и знакомым.

Ей казалось, что этим она делает мир лучше. А еще ей казалось, что не так уж и важно, получит ли она что-то взамен на свою доброту.

Любовь Андреевна всегда думала, что добрые дела нужно делать просто так, не ожидая какой-то взаимности, но при этом была уверена, что любой, кому она когда-то помогала, непременно прибежит ей на помощь - нужно только позвать или попросить.

ВК, ТГ и ОК - подписывайтесь и не теряйтесь!

Если соседка просила одолжить денег до зарплаты, Люба ей давала в долг, но стоило хотя бы раз забыть про него, как она закрывала кормушку. В общем, хоть какие-то границы у нее все-таки были.

Правда, она редко могла отказать, если кто-то из родных или друзей просил посидеть с детьми или внуками. Любила малышей, ей нравилось с ними возиться.

Свои внуки и дети у нее тоже имелись, но жили далеко. Их она редко видела, поэтому хоть как-то компенсировала недостаток общения с детьми с помощью знакомых и близких.

Только вот иногда ей это выходило боком. То спину надорвет, пока с грудничком возится, то ногу потянет, пока за трехлеткой пытается угнаться. Всякое бывало. Лечиться приходилось ей часто.

Пожалуй, когда в очередной раз поранила руку, прибив качелями, нужно было и задуматься, что даже с малышней нужно хоть иногда отказывать, поберечь себя, но ей это в голову не приходило. Да и как? Все уже ведь привыкли, что она очень любит детей и всегда готова с ними посидеть.

Правда, когда Люба лежала с больной спиной или лечила ушибы, ей редко кто помогал, Да она и не просила. Зачем? И сама справится.

Годы шли, ничего не менялось. Любовь Андреевна продолжала раздаривать себя почти без остатка. Порой делала одолжения другим в ущерб себе самой, не осознавая этого.

Получается, жила она по большей части в угоду другим, а почему нет? Да и что такого особенного ей самой надо? Крыша над головой есть, денег вроде хватает, а недостаток общения можно вполне компенсировать добрыми делами.

Любовь Андреевна уже разменяла седьмой десяток, когда однажды к ней в гости приехала старая подруга.

Они еще с детства дружили. Недавно у ее Светланы Викторовны умер супруг. Ей хотелось сменить обстановку, поэтому и поехала за сотню верст к своей дорогой подруге, с которой долгое время общалась лишь по переписке или по телефону.

Люба всячески пыталась ее поддержать и отвлечь. В этом она была хороша. Могла болтать без умолку, если требовалось, могла и песню спеть, и стих рассказать.

Когда-то ее считали душой компании, но сейчас все компании куда-то разбежались, а она часто скучала в одиночестве, не решаясь мешать жизням других. Все ждала, что кто-то позовет в гости, и ее звали, когда нужно было чем-то помочь.

Все по домам сидели, борщи варили, детей и внуков нянчили, мужей всячески ублажали, лишь Любовь Андреевна уже третий год вдовствовала, скучала по общению с людьми, поэтому и редко отказывалась кому-то помочь, а гостей особенно любила.

С самого детства Люба считала, что добрые дела должны быть бескорыстными. Этому ее научила бабушка, поэтому она была уверена, что за свою помощь не должна просить или ожидать чего-то взамен. Ей казалось, что это правильно.

Правда, вскоре Любе пришлось убедиться, что не всегда это работает так, как кажется правильным.

Шла вторая неделя, как Света гостила у подруги. Чем только ее не баловала и не угощала Любовь Андреевна. Все хотела ей настроение поднять, утешить как-то. И у нее это неплохо получалось.

Как-то раз они вместе в магазин пошли со Светланой. Понабирали всяких вкусностей. Уже к кассе подошли, когда Люба вдруг обнаружила, что она растяпа сумку не ту взяла, кошелек забыла.

- Светик, заплатишь? Домой придем, я тебе сразу отдам! – попросила она подругу.

Картами Любовь Андреевна не любила расплачиваться. Ей живые деньги нравились, поэтому она всю наличность сразу в банкомате снимала и в кошелек складывала.

- Так давай, отложим покупку, сбегаем домой за деньгами! – предложила Света, прижимая к груди сумку, словно кто-то хотел ее украсть.

Люба удивленно посмотрела на нее. Идти два квартала, а потом обратно? Да еще и холод на улице. Зачем? Тем более еду они ведь на двоих покупали, правда, кормила все эти дни Свету только подруга, она вроде как гостья, ела с удовольствием все, что дают, и не выступала.

Да и как-то не знала Люба, как намекнуть Светлане, что можно было бы и скинуться на еду, все-таки в гости приехала не на один день. И неважно, что они не родня, гости у нее и так бывают нечасто.

- Свет, ты чего? Тебе что денег жалко? – заподозрив неладное, спросила Любовь Андреевна, еще и покраснела слегка.

На кассе уже очередь начала за ними собираться, пришлось отойти в сторонку. Люба все не могла понять, что с подругой такое приключилось. Казалось бы, жили вместе все эти дни душа в душу, всеми радостями и печалями успели поделиться, а что теперь не так?

- Да мне не жалко. Просто у меня нет! – соврала Света, забыв, что только вчера при Любе разговаривала с дочкой, которая ей деньги на карту переводила.

- И зачем ты мне врешь? Я же знаю, что есть! Сказала же, что отдам! – с обидой сказала Любовь Андреевна. – Раз такое дело, тогда покупки оставляем и домой идем! Я и без тортика обойдусь! Тебя хотела порадовать...

-Ой, и правда, чего это я? Пойдем, я оплачу! Только дома ты мне отдашь, как и договаривались.

Люба почему-то не оценила такой щедрости. Разобиделась на подругу. Мало того, что на ее шее неделю сидела, так даже один раз в магазине не захотела заплатить. Гордость заставила Любовь Андреевну вернуть деньги подруге сразу же, когда они вернулись домой.

Уже на следующее утро Светлана Игоревна домой засобиралась, загостилась, видимо. Счет времени потеряла. Не повинилась, не извинилась, ни даже виду не подала, что не так себя повела. Попрощалась с Любой как с лучшей подругой и уехала, да и Люба к той теме больше не возвращалась.

Вечером Любовь Андреевна вышла на улицу, села на лавочку возле подъезда в надежде, что кто-то еще выйдет, поболтает с ней. Вскоре вышла соседка Нина, на два этажа выше жила.

- Что ты нос повесила, а Люб? – спросила она.

Ну, Любовь и рассказала ей о том, что приключилось.

- Представляешь, я к ней со всей душой. Больше недели ее кормила, поила, развлекала, а она отказалась за продукты заплатить всего один раз, потому что я кошелек забыла. Вот не понимаю я людей, делаешь им добро, а отдачи чуть!

- Люб, а кто тебя просил ее поить и кормить? Понимаю, у нее муж умер, поддержать хотела, но не в убыток же себе? Так тоже нельзя!

- Не права ты, Нина, добрые дела должны быть бескорыстными! Если ждать чего-то взамен, то какое же это добро?

- Самое обычное добро - человеческое! Ты им, а они тебе. Вот скажи, как ты часто сама людей о помощи просишь? Хоть меня к примеру? Ни разу даже не зашла, чтобы соли или еще чего-то попросить! Получается, ты себя просто так раздаешь!

- А что плохого в том, что мне нравится помогать людям?

- В том, что на самом деле ты где-то глубоко в душе уверена, что если ты придешь за помощью к ним, то они помогут и тебе. Разве нет?

- Может, и помогут! В этом ведь тоже нет ничего плохого!

- Плохое в том, что помогут, но далеко не все. И в этот момент ты осознаешь, что добрые дела были сделаны не для тех людей. Это закон жизни - на добро отвечай добром, но не всегда он работает. Все люди воспитаны по разному. Ты хоть знаешь, что большинство соседей считают тебя безотказной? Весь двор об этом знает, поэтому и обращаются к тебе так часто. Я понимаю, ты дома сидишь одна, скучаешь. Тебе кажется, что если ты кому-то помогла, то день прошел не зря, но неужели тебе настолько скучно и нечем заняться? Вот признайся, даже когда с чужими детьми сидишь, тяжко ведь? Ты ж не молодуха уже, как и я. Так почему же не поберечь здоровье? И ладно, если ситуация серьезная, но к тебе девки своих приводят даже тогда, когда им нужно на маникюр сходить или на свидание! И денег они тебе не платят. Бесплатная нянька, а они за твой счет свои проблемы решают. Скажи, хоть шоколадкой в благодарность часто угощают? По глазам вижу, что нет!

- И что же мне больше не помогать никому? А как жить тогда?

- Я не знаю. Помогать или нет, это уже тебе решать. Я вот тебе за многое благодарна. Только знаешь, я к тебе детей всего два раза приводила, когда нужно было к мужу, а потом к свекрови в больницу съездить. Тогда очень помощь нужна была. И если помнишь, я тебя потом отблагодарила! А другие? Ты проверь ради интереса хоть раз, кто из них тебе друг.

- Как это? - не поняла Люба.

- Ну, не знаю, попроси разных людей, у кого точно машина есть, чтобы тебя на вокзал отвезли, скажи, что к дочке едешь. Вот и узнаешь, кто готов помочь, а кто нет.

Люба подумала немного, а потом решила попробовать. Разослала с десятку человек сообщения с просьбой - отвезти ее во вторник на вокзал. Трое вообще не ответили, хотя прочитали. На новомодных телефонах видно все. Трое сказали, что не получится, очень заняты. Еще несколько сказали, что подумают, но ничего не обещают. И только один Васька сказал, что с удовольствием бы отвез, да машина в ремонте.

Правда, на следующий день она в окошко видела, как тот самый Васек на той самой машине утром на работу поехал.

Расстроилась Любовь Андреевна. Не могла понять, почему ей так тошно на душе. Решила дочери позвонить, обсудить-поговорить. Рассказала ей все, а Аня ответила:

- Мамуль, если честно, мне кажется, что ты отдаешь другим слишком много. Возможно, тебе кажется, что твои внутренние ресурсы безграничны, ведь ты щедра и добра, но теперь ты начинаешь понимать, что это не так. Ты слишком много отдаешь себя, не получая взамен почти ничего. Ты и раньше так всегда поступала, но считала, что это правильно.

- И когда же я так поступала? - удивилась Люба.

- Ну, помнишь, когда ты уходила какой-то подруге помогать, когда я болела? Я тогда в пятом классе училась, так нуждалась в тебе, но проблемы другой семьи тебе оказались важнее своего ребенка. А помнишь, когда мне нужно было помочь с уроками, но ты пошла сидеть с соседским Пашкой и Лёшкой, а потом еще отругала меня, когда мне тройку влепили. Да я много могу тебе таких примеров привести. Не обижайся, но ты меры не знаешь. Я б еще поняла, если бы ты ощущала какое-то невероятное счастье от своих поступков, но чаще, возвращаясь домой, ты чувствовала себя разбитой и уставшей. Так быть недолжно. Я не говорю, что не нужно помогать никому, но не стоит этого делать в ущерб себе или даже своей семье.

- Но я ведь и не поступала так! - невозмутимо сказала Любовь Андреевна.

- Мам, я тебе только сейчас честно сказала, что ты поступала, а ты так и не слышишь правды. Вот и друзья твои тебе доказали, что им ты нужна только тогда, когда им нужна помощь, а не тебе.

- И что же мне теперь делать? Не помогать никому? Я же так не смогу!

- А ты попробуй! Знаешь, когда у тебя освободится время и руки, ты непременно найдешь не менее интересные занятия для себя самой. Ты же у нас рукодельница. Вязать и шить любишь. Так займи себя чем-то, что тебе нравится. Когда ты в последний раз так делала?

Люба попыталась вспомнить - и правда давненько! Как же так? Получается, что она всю свою жизнь жила ради других? Но разве это так плохо? А если не плохо, то почему она не чувствует себя счастливой или нужной? Что с ней не так?

Долго думала обо всем этом Любовь Андреевна, а потом приняла решение. Хватит жить для других, нужно и для себя немного пожить.

Не сказать, чтобы она больше не делала никому добра, делала, но теперь осмысленно и даже немного расчетливо, стараясь не ущемлять хотя бы саму себя, чтобы потом не застревать больше в растраченных ожиданиях, и не жить, наступая себе на пятки.

От души благодарю Вас, дорогие мои читатели, за подписку, лайки и комментарии!❤🌹👍

Навигация по каналу Юля С.

Еще рассказы:

Такие мелочи!

Тайная дочка

Из последних сил...