Во времена СССР говорили, что самые красивые девушки живут в городе Николаев.
Марине Свидерской, редкой красавице, подруги завидовали. Девушка не блистала умом, работала в парикмахерской, но обладала редкой красотой. К тому же сумела женить на себе директора крупного предприятия.
Работу девушка бросила сразу после замужества, а пожилой муж окружил девушку всеми благами, которые мог себе позволить директор. Красивая одежда, драгоценности, деликатесы. Даже за продуктами девушка не выходила из дома. Два раза в неделю в доме убирала домработница, а продукты ежедневно завозил водитель.
В полной мере насладиться безбедной жизнью девушка не успела.
28 июля 1966 года девушку убили обычным кухонным ножом в их же квартире. Ключевой деталью в расследовании этого дела станет тот факт, что в тот день во всем микрорайоне не было воды.
-Семья не простая, - сделали вывод оперативники, войдя в квартиру. Шикарный ремонт, дорогая мебель, хрусталь и ковры, импортная техника. Такие вещи были доступны не всем жителям Советского Союза.
Хозяин квартиры Вадим Львович Свидерский был директором судоремонтного завода.
Он и обнаружил, придя с работы, молодую жену на полу. Только он даже себе не мог объяснить, что здесь произошло. При молодой жене и высоком достатке завистников у Вадима Свидерского хватало.
Директор рассказал, что влюбился в Марину с первого взгляда. Жил ради нее, работал ради нее. Судя по содержимому платяных шкафов, так и было. Муж одевал Марину, как королеву. Нарядам не было конца, в то время как вещей самого мужа, Вадима Львовича, было не так много. Несколько костюмов, галстуков и сорочек.
Мотивом не было ограбление. Потому что хотя некоторые ювелирные изделия Марины и пропали, но ценных среди них не было. Пропали только те, которые лежали на видном месте.
На вопрос следственной группы, кто часто бывает в доме, Свидерский ответил, что гости в семье бывают редко. Они живут втроем. Он, Марина и его сын от первого брака.
А с работы ежедневно приезжает персональный водитель - Сергей Каретников. Ему директор доверял абсолютно. У Каретникова даже были ключи от их квартиры.
Персональные водители в СССР были чем-то вроде члена семьи или прислуги. Крупных начальников, таких как Свидерский, возили на черной Волге. А водитель такого автомобиля среди коллег считался кем-то недоступным для большинства водителей. Крутить баранку номенклатурной Волги было пределом мечтаний многих водителей.
В тот вечер Сергей Каретников, водитель Свидерского, должен был оставить директора на совещании, а далее ехать на продуктовую базу, где директор получал продуктовый паек. Продукты он должен был завести Марине. Завез или не завез продукты водитель Вадим Львович не знал. Холодильник всегда был набит битком.
Следователи попросили Свидерского позвонить водителю. Трубку снял веселый Сергей Каретников. Он бодро отрапортовал директору, что продукты завез, машину в гараж поставил, а сейчас он в кругу семьи празднует день рождения дочери. Свидерского попросили ничего про смерть Марины водителю не рассказывать.
Следователи опросили и Павла, сына Свидерского. Он честно рассказал, что мачеху он не любил, потому что та изменяла его отцу. При следователях он накричал на отца: -Любовник и убил! Только не делай вид, папа, что ты не знал!
Отец рассказал, что отношения сына с с женой не заладились с первого дня. После смерти матери он в штыки принял появление в доме другой женщины. Марина, по его словам, не ругалась с ним, а просто игнорировала.
Муж, водитель и пасынок. Три человека, которые имели доступ в квартиру. Следователям предстояло узнать, где они были в момент смерти Марины.
Павел, сын Свидерского, согласно купленному билету, был в кинотеатре. Молодой человек сразу показал билет, на котором было указано время сеанса. Следователи понимали, что купить билет - это самый простой способ обеспечить себе алиби. То, что Павел был в тот день в кино, помнил и билетер, так как был знаком и с ним, и с его отцом.
Шофер директора отмечал день рождения дочери. В тот день, когда завозил продукты, шофер ничего необычного не заметил.
-Все было как всегда. Марина меня обругала, и я пошел.
-За что обругала?
-Ни за что. Она всегда чем-то недовольна.
Характер у Марины был действительно скверный, но Вадим Львович слишком любил жену, чтобы замечать такие мелочи ее характера. Вечером шофер Сергей Каретников никуда не выходил. Это могут подтвердить и его гости.
Проверка самого Вадима Львовича, который утверждал, что в день убийства он был на совещании, подтвердилась. Но сбила с толку следователей.
Оказалось, что во время проведения селекторного совещания он на полчаса покинул совещание, поручив свои обязанности двум заместителям. Сопоставив время, следователи поняли, что у Свидерского нет алиби.
Ведь расстояние от работы до дома было небольшим, а получаса хватило бы на темное дело. Только пешком бы он не успел, а водителя отпустил. Но вернуться на совещание в обычном расположении духа. Для этого у него вряд ли хватило бы хладнокровия.
В то время пришло ошеломляющее заключение от патологоанатомов. Марина была на четвертом месяце беременности. Следователи не понимали, почему Свидерский не поднял эту тему. Может, сын был прав, когда утверждал, что у Марины есть любовник.
Подозрение в том, что жену покарал сам Свидерский, усилилось. Когда ему сообщили, что знают о беременности Марины, следователи не предполагали, что реакция мужа окажется крайне неожиданной. Было ясно: он ничего не знал о беременности жены. Свидерский был настолько ошеломлен, но его невразумительные ответы только укрепили уверенность, что он пытался что-то скрыть.
За директором установили наблюдение. Около одиннадцати часов вечера свет в окнах квартиры погас, а вскоре сам Вадим Львович вышел на улицу и скорым шагом двинулся на окраину города. Он остановился возле одного из частных домов и, что-то достав из кармана, уверенно открыл калитку.
Но выскочившие оперативники не дали ему пройти дальше калитки. Свидерского задержали с наградным пистолетом, который вручили ему во время войны.
Следователь Иванько, который вел это дело, был еще на работе, когда к нему ввели Свидерского. По лицу Вадима Львовича было видно, что он на грани отчаяния.
Пришлось ему рассказать то, что он не хотел рассказывать, чтобы не порочить память Марины.
Вадим Львович признался, что когда ему сказали о беременности Марины, он понял, кто ее убил. Год назад он застал Марину с любовником в их квартире. К тому же любовником был никто иной, как его друг. Марину он очень любил и смог простить, тем более, что она клялась, что осознала свою вину, плакала, на коленях умоляя простить ее.
Вадим Львович не стал устраивать ни истерик, ни ссор, ни драк. Он позвал своего бывшего “друга” в свой кабинет и бросил тому пять тысяч рублей. Сумма для Говорова, любовника Марины, была поистине гигантской. Пять тысяч - это стоимость автомобиля. Таким образом, он просто откупился от него, пригрозив, что если такое повторится, разговор будет другим. По взгляду Свидерского Говоров понял, что тот не шутит.
Когда он узнал, что Марина была беременна, он понял, что встречи с Говоровым не прекращались. На вопрос, почему же он не сообщил следователям об этой связи его жены, он ответил, что не хотел наводить тень на имя любимой жены и решил поступить как мужчина.
Для следователей вырисовывалась совсем неприглядная картина по отношению к Свидерскому. За день до этого отомстил жене, а сегодня пошел убивать любовника. Те полчаса, которые он провел неизвестно где, не давали следователю покоя.
Даже сегодня можно посмотреть на календаре дату: 28 июля 1966 года, день убийства Марины. Это четверг.
Именно в этот день состоялась игра сборной СССР и Португалии на чемпионате мира по футболу. Матч шел за бронзу.
Свидерский признался, что как страстный болельщик он ушел послушать трансляцию матча. Он не мог признаться подчиненным в своей слабости, ведь сам требовал от них выполнения должностных обязанностей. Должность не позволяла признаться, что ему и самому любопытно, как там игра.
Португальцам сборная СССР тогда проиграла со счетом 2:1. Смущаясь, он признался, что слушал матч в каптерке с охранником. Директор попросил охранника, такого же ярого болельщика, никому не выдавать его слабость. Охранник подтвердил слова Свидерского. И это было его спасительным кругом.
Оставался еще один человек - Говоров, бывший любовник Марины. На работе сказали, что он взял три дня отгулов. Никто из соседей не мог сказать, куда он исчез. Следователь решил подать на Говорова в розыск и обратиться в прокуратуру за санкцией на обыск его дома. Санкция была получена, и следователь решил обыскать двор хозяина в его отсутствие.
В дровах они обнаружили что-то, завернутое в грубую ткань. А именно нож с бурыми пятнами и украденные драгоценности Марины.
Когда составляли опись найденного, хозяин дома Говоров с туристическим рюкзаком за спиной неожиданно вернулся домой. Увидев нож, он растерялся и признался, что нож действительно принадлежит ему. Но почему он в крови, не знает. И драгоценности Марины он не брал. Утверждал, что ему их подбросили.
Говоров не отрицал, что Марина была его любовницей, но только до того дня, когда муж Марины выставил его за дверь, вручив крупную сумму. Илья Говоров также признался, что 10 дней назад они с Мариной встречались, но не он был инициатором встречи.
Марина сама пришла к нему домой и сказала, что соскучилась. Говоров не стал слушать бабьи речи, а просто выставил ее из дома. Больше они не виделись.
Рассказ Говорова не убедил следователей. У него не было алиби. Хоть Говоров и утверждал, что был дома, никто не мог это подтвердить.
Группа крови на ноже совпала с группой крови Марины Свидерской. Дело на этом можно было и закрыть. Доказательств того, что все указывало на Говорова, было более чем предостаточно. Говоров провел в камере всего несколько дней, но состояние его было истерическое. Он уверял, что не убивал Марину. Говорил, что он трус и не способен на такое преступление.
Ему предложили до мельчайших подробностей вспомнить день убийства. И тут он вспомнил, что в тот день ему звонили, но на том конце провода молчали.
По телефону отчетливо доносился гул отбойного молотка.
Следователь отправил оперативников в городские службы выяснить, на какой улице в то время мог греметь отбойный молоток. Выяснилось, что на улице Чкалова прорвало трубу, и пришлось крошить асфальт отбойным молотком, чтобы добраться до аварийного участка. Полдня в этом районе не было воды.
Исследовав карту, следователь обнаружил, что именно на пересечении Чкалова и Комсомольской находится кинотеатр Горького, в котором сын Свидерского Павел смотрел фильм. Около входа в кинотеатр висел уличный телефонный аппарат. Решили еще раз допросить Свидерского-младшего.
Перед тем, как допросить его, Павла повели в кинотеатр и попросили показать ряд и место, где он сидел. Павел без колебания показал свое место.
Но в беседе с билетером выяснили любопытную деталь. Он сказал, что Павел два раза смотрел этот фильм. Следователю показалось странным, что Павел умолчал о том, что ходил на этот фильм дважды и даже билет сохранил.
Во время показа фильма произошел незначительный казус - пленка порвалась, и показ прервали на короткое время. Об этом Павел тоже промолчал.
Первое, что нужно было проверить следователю, это на какой минуте порвалась пленка, и сопоставить со временем убийства Марины. Это была сороковая минута фильма. Сеанс начался в 18-30 плюс киножурнал. Время смерти Марины - около 20 часов.
Билетер еще отдал следователю интересную вещь - немецкое средство для астматиков. Редкое по тем временам средство. Не по карману и не достать. Уборщица нашла этот баллончик во время показа сеанса.
Следователь вспомнил, что в тот день, когда следственная группа работала в квартире, Павел перерыл всю комнату в поисках какого-то баллончика. Судя по отпечаткам пальцев, найденная вещь принадлежала Павлу.
Следователю пришлось пойти на авантюрный ход. Он снова вызвал Павла к себе. Попросил подчиненных принести бобину с фильмом и сказал, что здесь находится доказательство того, что в условленном промежутке времени его на сеансе не было. В коридоре кинотеатра был найден баллон с его отпечатками.
Следователь припугнул Павла, сказав, что когда они сделают смыв, то обнаружат кровь Марины. Павел был сильно обескуражен и не смог понять, что на смыве не может быть крови. Расчет следователя оправдался.
Павла Свидерского прорвало. Он стал истерично кричать:
-Эта стерва мне жизнь сломала. У меня не было другого выхода. Я убил ее, чтобы спасти своего отца.
Он рассказал, что она не давала ему прохода и лезла в постель в отсутствие отца. Любовная связь продолжалась полгода. А новость о беременности была для Свидерского шоком. Он предлагал ей избавиться от ребенка, в противном случае отец убьет и ее, и его.
Тогда Марина предложила:
-А давай мы его сами убьем. Подставим Говорова. У меня остались ключи от его дома. Это единственный вариант. Соглашайся. У тебя останется все. Даже я.
В тот день, о котором говорил Говоров, Марина пришла к нему, чтобы забрать кухонный нож. Но когда уходила, Говоров неожиданно вернулся домой. Ей ничего не оставалось, как разыграть соскучившуюся любовницу.
По плану Марины, Павел должен был убить отца ножом Говорова, а после подбросить ему во двор.
Павел Свидерский рассказывал, что слушал ее и понимал, насколько далеко она готова зайти.
Он разработал свой план. Выйдя из кинотеатра во время сеанса, он позвонил Говорову, чтобы убедиться, что тот дома. Павел быстро пришел домой. Марина встретила его криками:
-Ты где ходишь? Скоро отец должен вернуться. Возьми мусорное ведро и жди его в подъезде!
Но у Павла был готов уже другой план. Убив любовницу, он забрал несколько ее украшений и, завернув вместе с ножом, незаметно спрятал в дровах во дворе Говорова.
_________________
Последняя встреча отца и сына Свидерских состоялась в кабинете следователя.
Вадим Львович принес еду и теплую одежду для сына. Но Павел ничего не взял. Он обвинил отца в том, что он сломал его молодую жизнь.
Павла приговорили к тринадцати годам лишения свободы.
После завершения следствия Вадиму Львовичу вернули его наградной пистолет. Спустя месяц он застрелился в собственной квартире.
Вывод. Возможно, всей этой трагедии можно было избежать. Если бы сын пришел к отцу и все честно ему рассказал. Непонятно, чем бы тогда закончилась эта история. Но Павел не сел бы в тюрьму.
А такие девушки, как Марина, были и будут. И как знать, на что они готовы пойти ради богатой жизни за чужой счет.
Дорогие читатели. Благодарю за внимание. Берегите себя. Берегите своих близких.