Рабочих мест в СССР было вполне достаточно. Были престижны должности, вроде директора предприятия, должностей в госорганах, спортсменов, научных сотрудников - такими людьми было сложно стать, но были свои плюсы. Были и другие "престижные" профессии, их называли блатными. Люди, работавшие на таких должностях, имели доступ к дефицитным товарам, приносили неплохое дополнительное денежное довольствие и кучу знакомств с элитой.
Без образования, без первоначальных связей, такие люди зарабатывали очень большие деньги. Как правило, это достигалось за счет переработки "себе в карман", обвешивания покупателя и перепродаже дефицитного товара. При этом, работа совсем непыльная - не нужно гробить здоровье, добывая уголь, перерабатывая все нормы, установленные государством.
Работали за "откат" руководству, при это не воруя ни грамма. Работники получали ключ к большому заработку, потому что, помимо перепродажи, занимались бартером "ты мне - я тебе". С распадом СССР профессии ушли в небытие, сейчас на них работают лишь неумехи, кто не сумели найти нормальную работу, не получили образования, не получившие гражданство или люди предпенсионного возраста
Механик в автосервисе
Автомобили раньше были крайне ненадежными, постоянно ломались. Автосервисы кишили поломанными жигулями. Простому человеку было сложно найти нужные запчасти, поэтому сотрудники СТО продавали им такие товары по цене в 2-3 раза большей. За особую срочность в ремонте, сотрудник мог предложить починить автомобиль ночью, конечно за доплату.
Многие и вовсе напрямую обманывали автолюбителей, приписывая в итоговый чек пару-тройку услуг, которые даже не выполнялись. Или заменяли сломанную деталь б/у экземпляром. Знакомства здесь возникали довольно легко. По машине можно было определить, какого примерно класса человек приехал за услугой. К элитным клиентам подходили с осторожностью, не дурили их, а они в ответ могли доплатить сами или же начать советовать мастера коллегам.
Мясник
Работать в продуктовом магазине, в принципе, в СССР было довольно престижно. У работника есть постоянный доступ к любым продуктам. Мясники же ценились за счет обвесов покупателя. Перенастроенные весы, утяжелители и другие способы обмана. А в случае особого дефицита на определенный товар, люди в спешке даже не смотрели на весы, доверяя продавцам.
Место мясника было желанным. Хороший мясник знал каждый кусок, который он продавал. По той же схеме "ты мне - я тебе" они зарабатывали очень хорошие связи с представителями правительства. Становились личными поставщиками мяса для власть имущих. Иметь в круге общения хорошего мясника было отличным знакомством, которое ценили даже самые престижные люди страны.
Таксист
Сейчас таксистов не особо уважают пассажиры. У каждого таксиста есть история про нехорошего пассажира. В СССР же к таксистам обращались "шеф, командир", хоть такси и стоило немного. Обычно мелких монет на сдачу не было, за счет этого увеличивались чаевые. Водители знали многие места, где можно достать "что угодно" - валюту, дефицитные товары и другое, конечно за отдельную доплату они могли помочь.
Поймать такси было делом непростым, а ушлые таксисты этим пользовались. Они ехали "домой, на обед, вообще не работали", а слишком спешащие люди предлагали оплату вдвойне. Многие таксисты становились личными водителями, если удачно подвезут какую-нибудь "шишку".