Найти в Дзене
Ноги в дороге

Кто такой Каспийский монстр?

Оглавление

Каспийским монстром часто называют экраноплан проекта «Лунь» - одну из достопримечательностей Дагестана.

Сейчас экраноплан расположился на берегу Каспийского моря недалеко от Дербента.

Однако вовсе не он является Каспийским монстром.

Экраноплан проекта Лунь
Экраноплан проекта Лунь

Немного истории

Начало экранопланостроения было положено конструктором Ростиславом Алексеевым.

Именно ему удалось применить «экранный эффект», т.е. увеличение подъемной силы летательного аппарата вблизи экранирующей поверхности, при проектировании судов.

Справедливости ради, нужно отметить, что попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались еще в начале XX века, однако именно команде Алексеева удалось поставить это на поток.

-2

Сам Алексеев, работая на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (Нижний Новгород), занимался торпедными катерами.

Параллельно с этой деятельностью, он реализовал возможности экранного эффекта и в пассажирских судах, в частности, в знаменитой серии пассажирских речных судов на подводных крыльях «Ракета».

Пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета»
Пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета»

В 1966 году был создан корабль-макет для проведения испытаний возможностей экранопланов, сокращенно «КМ».

Именно он и являлся тем самым «Каспийским монстром», как еще расшифровывали эту аббревиатуру.

Экраноплан КМ-1, фото с сайта http://war-russia.info
Экраноплан КМ-1, фото с сайта http://war-russia.info

«КМ» был своеобразной лабораторией - на нем изучались возможности экранопланов.

Около месяца заняла его буксировка по Волге с завода в Горьком (Нижнем Новгороде) до Каспийского моря.

Экраноплан мог развивать скорость до 500 км в час, имея массу 544 тонны, и с такой устрашающей скоростью он носился над поверхностью Каспийского моря.

Испытания обычно проводились в районе острова Чечень, поскольку здесь и располагалась испытательная база.

Экраноплан «КМ» около острова Чечень
Экраноплан «КМ» около острова Чечень

Каспийский монстр так и погиб в Каспийском море - разбился при проведении очередных испытаний 13 декабря 1980 года. Его останки затонули и остались лежать где-то на дне Каспия.

Примечательно, что его создатель - Ростислав Алексеев ушел из жизни в том же году. При спуске на воду нового пассажирского экранолета он получил травму и после продолжительного лечения скончался от плеврита 9 февраля 1980 года.

Новый пилот, не привыкший к особенностям Каспийского монстра и руководствуясь указаниями конструктора (уже не Ростислава Алексеева), вовремя не прижался к воде и произошло крушение.

Еще до крушения «КМ» появились и другие экранопланы.

Пошел в серийное производство экраноплан А-90 «Орленок» - малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904 (принят на вооружение в 1979 году).

Экраноплан А-90 «Орленок» в парке «Северное Тушино»
Экраноплан А-90 «Орленок» в парке «Северное Тушино»

Сейчас «Орленка» можно увидеть музее истории ВМФ в парке «Северное Тушино» в Москве.

Вторым направлением развития являлось производство тяжелых экранопланов для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн.

Планировалось построить восемь экранопланов проекта 903. Именно к этой серии и относится дербентский «Лунь».

Вернее «Лунь» это не название конкретного экраноплана, а название всего проекта 903.

Однако полностью построен был только один экраноплан.

Первый «Лунь» заложили в 1983 году на опытном заводе «Волга».

В 1986 года был произведён первый спуск экраноплана на воду, а в 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию.

Экраноплан проекта 903 «Лунь»
Экраноплан проекта 903 «Лунь»

После смерти маршала Устинова, активно поддерживавшего идею производства экранопланов, а также из-за сложной экономической обстановки, наступившей после распада СССР, данное направление потеряло свою актуальность.

На момент прекращения работ по созданию экранопланов в работе находился ещё один (второй) экраноплан проекта 903, однако завершён он не был.

Были попытки завершить его постройку в качестве поисково-спасательного судна «Спасатель», оборудованного специальными спасательными средствами и имеющего на борту госпиталь на 150 пострадавших.

Но работы по проекту прекратились из-за недостатка финансирования.

Однако производство экранопланов не было заброшено полностью.

С 2011 года на различных выставках демонстрировался макет нового многофункционального экраноплана Проекта А-050 «Чайка-2».

Экраноплан Проекта А-050 «Чайка-2»
Экраноплан Проекта А-050 «Чайка-2»

А в 2012 году был разработан экраноплан «Орион-20», который в ходе испытаний на Онежском озере 1 августа 2015 года потерпел аварию.

Экраноплан «Орион-20»
Экраноплан «Орион-20»

В феврале 2023 года в Петрозаводске на Онежском озере начались испытания нового экспериментального экраноплана «Орион-25».

Экраноплан «Орион-25»
Экраноплан «Орион-25»

Экранопланы проекта 903 сейчас

Экраноплан проекта 903 «Спасатель», фото И. Макеева
Экраноплан проекта 903 «Спасатель», фото И. Макеева

Сейчас недостроенный экраноплан «Спасатель» находится на территории завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.

Первый экраноплан проекта 903 «Лунь» долгое время находился на территории завода «Дагдизель» в Каспийске.

Здесь располагалась испытательная база ЦКБ-19 (сегодня это Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева), где экраноплан испытывали, в частности, расстреливая не функционирующий цех №8 завода «Дагдизель».

-12

В 2020 году экраноплан транспортировали на пляж недалеко от Дербента. Планировалось, что он станет одним из центральных экспонатов военно-патриотического парка «Патриот», который должен был открытся в 2022 году.

-13

Однако пока «Лунь» лежит на берегу Каспийского моря и привлекает толпы туристов.

Как добраться

Проще всего добраться до пляжа, на котором расположился «Лунь» на автомобиле или на такси из Дербента.

Расстояние около 20 км.

-15

Общественный транспорт сюда не ходит.

Еще один, менее удобный вариант - доехать на электричке или маршрутке из Дербента до Авадана, однако оставшийся путь придется проделать пешком.

Кроме того, посещение «Луня» является обязательным пунктом для многих организованных экскурсий как из Дербента, так и из других городов Дагестана.

-16

Еще статьи о Дагестане:

Самый древний город России - сколько лет Дербенту?

Город-призрак в Дагестане. Гамсутль.

Город Махача или что делать в Махачкале.

Второй по величине в мире бархан находится в России?

Где в России конкурент Гранд-Каньона? Отправляемся в Дагестан.

Мощнейшая в Дагестане Чиркейская ГЭС.

Цех №8 завода Дагдизель. Как выглядит «Дагестанский Форт Боярд» сейчас.

Это нужно увидеть. Достопримечательности Хунзахского района Дагестана.

Салтинский водопад - единственный подземный водопад Дагестана. Стоит ли посетить?

Куда податься из Дербента? Крепость семи братьев, Ханагский водопад и другие окрестности