В одной из прошлых статей я рассказал о последнем вожде айнов Тукиное, о его роли в восстании айнов 1789 года и о том, как это привело к тому, что Хоккайдо окончательно стал японским. Однако история противостояния японцев и айнов на Хоккайдо перед этим насчитывала не одно столетие. Пожалуй, самым известным эпизодом этой борьбы стала война под предводительством Сагусаина.
Меня зовут Василий Щепкин, я рассказываю об истории айнов, Японии и тихоокеанской России. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!
В 1669 году несколько тысяч айнов напали на японские торговые конторы в юго-восточной части Хоккайдо, стали убивать японцев и захватывать их товары. Японцы направили войско из княжества Мацумаэ (единственного на острове), произошло несколько сражений. Эти события в японской историографии долгое время называли «восстанием айнов», теперь их чаще называют войной. Так или иначе сегодня многими в Японии это воспринимается как этнический конфликт между айнами и японцами.
На самом деле всё началось с конфликта между двумя соседними общинами айнов, Хаэ и Сибутяри, за охотничьи и рыболовные угодья, которые давали продукцию для торговли с японцами и позволяли получать от них рис, сакэ, одежду и посуду. Лидеры этих общин, Онибиси и Сагусаин, на протяжении нескольких лет вели вооруженную борьбу между собой. Онибиси неоднократно просил японцев помочь оружием, но те отказывали.
В итоге победу в этом противостоянии одержал Сагусаин, лидер айнов Сибутяри. Но на этом он не остановился, а стал нападать на японских торговцев из княжества Мацумаэ. Это княжество, получив от сёгуна монополию на торговлю с айнами в 1604 году, вело несправедливый (по мнению айнов) обмен и запрещало им торговать с японцами из других княжеств. Это привело к ухудшению жизни айнов, а также к конкуренции между соседними общинами. Есть версия, что и Сагусаина к вооруженному выступлению подначивали японцы из другого княжества, Намбу на острове Хонсю, поскольку они потеряли возможность прямой торговли с айнами из-за монополии Мацумаэ.
Поначалу Сагусаин успешно продвигался на юг и подошёл вплотную к владениям княжества Мацумаэ. Однако подоспевшие японские войска смогли оттеснить его обратно, в результате чего айнский лидер был вынужден пойти на уступки. Несмотря на это во время пира по случаю заключения мира с японцами Сагусаин был предательски отравлен.
В итоге японцы из княжества Мацумаэ получили ещё больший контроль над айнами южной половины Хоккайдо и стали с этого времени применять административные меры — назначали старост из числа айнов-сторонников и ужесточили оборот холодного оружия в торговых сделках.
Тем не менее Сагусаин остался символом борьбы айнов за право жить по-своему, так, как жили их предки. Спустя 300 лет после войны, в 1970 г., Общество признания заслуг Сагусаина собрало деньги и возвело памятник на берегу реки Сидзунаи, где находилась его крепость. Сагусаин был запечатлён в развевающейся на ветру мантии возносящим к небу посох, обращенный к божествам, однако многим в его фигуре виделся призыв к борьбе с японской дискриминацией.
В 2015 г. власти убрали статую под предлогом ремонта, но вскоре предложили заменить её новой. Теперь Сагусаин стоял в ритуальной позе с обращенными к небу ладонями и выглядел вполне миролюбиво — это связывали с новой политикой японского правительства (Закон о поддержке айнской культуры 1997 г. и призыв парламента признать айнов коренным народом в 2008 г.).
Ассоциация айнов Хоккайдо поддержала новый проект памятника, а Общество признания заслуг Сагусаина было против. Оно получило старый памятник на хранение и ищет новое место для установки.
Мы часто думаем об айнах как о едином народе, но история показывает, что нет и не было среди них единства.