Если вы научились общаться с семилеткой, вы победили жизнь. Кто с ними работал, наверняка поймёт.
Почти год я веду группу по английскому для первоклассников. Ничего прекрасней (и ужасней) пока в работе не случалось. И самое сложное — устанавливать границы, объяснять и обосновывать правила.
Легче всего это делать криком и навязанным авторитетом. Мол, ты сюда пришёл, ты ребёнок, я учитель. Только так неправильно. Это ломает, подавляет, пугает. Ребёнок замыкается и ждёт. Ждёт, чтоб взорваться и сломать карточный домик.
Не хочется инициировать травмы, выученную беспомощность. Хочется общаться на равных, договариваться, учить взаимодействовать. Как? Через диалог.
Да, самый настоящий диалог с маленьким человеком. Рассуждать, спрашивать, предлагать альтернативу (обосновывая, насколько только возможно). Это сложно. Я не говорю, что безукоризненно следую диалогической заповеди. Но стремлюсь к этому идеалу всегда.
Легко сказать: надо диалогичить. Только как конкретно-то? Может, техники есть?
Есть. Для начала пойдут эти:
1. Превращать подразумеваемые договорённости в выраженные.
2. Работать над недовольством, сопротивлением.
3. Перехватывать крючки и предлагать решать проблему.
Лучше, чем Альберт Сафин, вам никто не объяснит. Особенно, когда в качестве примера выступают Вовка и попугай Кеша. Посмотрите видео, очень советую: