«Есть у вас план, мистер Фикс? Да у меня есть целых три плана!» – говорил известный персонаж из старого мультфильма. Если вы хотите открыть интернет-магазин, вам тоже на время придется перевоплотиться в мистера Фикса. Правда, в отличие от тайного агента, вы сможете обойтись всего одним планом, а точнее – бизнес-планом. Для чего он нужен и как его составить, расскажем в сегодняшней статье.
Что такое бизнес-план?
Это документ, в котором вы подробно опишете все характеристики будущего магазина, проанализируете его перспективы, опишете возможные проблемы и способы их решения. Составлять бизнес-план нужно до запуска проекта, тогда он принесет максимум пользы. Запускать продажи и планировать «по ходу пьесы» – не самая удачная затея.
Кому и зачем нужен?
Бизнес-план в обязательном порядке составляется для потенциальных инвесторов. Так им легче будет понять суть вашего бизнес-проекта, сколько денег понадобится вложить и как быстро окупятся вложенные средства. В роли инвестора может выступить другой предприниматель, банк или государство.
Предположим, вы собираетесь открыть интернет-магазин без привлечения внешних инвестиций. Но даже в этом случае бизнес-план все равно пригодится. Составьте его для себя, чтобы объективно оценить потенциал вашей идеи, разглядеть сильные и слабые стороны, взвесить все риски. Хороший подробный бизнес-план позволит понять, а стоит ли вообще игра свеч?
Как составить?
Важно! Если вы пишете план для инвесторов, нужно заранее узнать тонкости его оформления. Возможно потребуется документ, составленный по определенным стандартам.
Если вы составляете план для себя, формальностями можно пренебречь, достаточно придерживаться определенной структуры. Предупреждаем: на выходе должен получиться увесистый документ. Пусть вас не пугает его объем, чем детальнее план, тем больше шансов на успех.
Что стоит отразить в бизнес-плане?
Суть проекта. Что вы будете продавать, кому и для чего.
Анализ рынка и конкурентов. Изучите текущие тренды рынка: на что есть спрос, почему и сколько люди покупают. Оцените работу своих конкурентов: какие плюсы и минусы вы видите в их работе.
Анализ ваших преимуществ, слабых сторон, возможностей и рисков. Для наглядности можно составить табличку, в которой вы подробно распишете все четыре параметра. Проблемы мало описать, важно продумать, как вы будете их предотвращать.
Производственный план. Нужен только в том случае, если вы сами производите продукцию, которую будете продавать. В этом разделе важно подробно описать процесс производства товара и ваши затраты на каждом этапе.
Организационный план. Здесь будут отражены основные задачи, которые нужно решить для запуска интернет-магазина. Перечислим самые важные:
- форма бизнеса: ООО или ИП;
- владелец(или владельцы) бизнеса: права и обязанности;
- разработка политики конфиденциальности и пользовательского соглашения;
- помещения под офис/склад;
- ассортимент;
- поставщики;
- разработка сайта;
- организация доставки;
- сотрудники (штатные и внештатные): сколько их, каковы их обязанности и график работы.
Финансовый план. Его нужно составлять особенно тщательно. Он поможет вам понять, верной ли дорогой вы идете и будет ли ваш магазин прибыльным. Укажите объем и источники стартового капитала, подсчитайте предполагаемые доходы и расходы с учетом постоянных и непредвиденных трат, оцените возможную прибыль («доход - расход»).
Маркетинговый план. Продвижение – один из слонов, на которых стоят продажи. Изучите и опишите свою целевую аудиторию, продумайте, как и по каким интернет-каналам будете продвигать свой магазин (о вариантах бесплатного продвижения мы рассказывали здесь.)
Небольшой лайфхак: если ваш опыт в планировании стремится к нулю, а сама мысль о бизнес-плане внушает священный ужас, поищите готовые примеры. Взлететь на вершину успеха с ними не получится, но вдохновиться можно.
А как у вас обстоят дела с бизнес-планированием? Делитесь опытом в комментариях.