На самом деле вопрос некорректный. На него можно было бы ответить, только задав встречный вопрос: «Когда?».
Все дело в том, что на момент эвакуации командующего, ситуация была уже безнадежной. Традиционно пишут о том, что уже не было флота, который мог бы вывезти защитников. Дело здесь абсолютно не во флоте, и не в наличии (или отсутствии) кораблей и судов, и, дело даже не в их вооружении и состоянии
Предположим, что по мановению волшебной палочки, корабли ощетинились стволами зенитных автоматов. Где принимать личный состав? Причалов очень мало, зенитной артиллерией они не прикрыты, авиация улетела. Как принимать личный состав?
Во флоте не было десантных барж и высадочных понтонов, которые могли принимать личный состав с необорудованного берега. А, что было?
Ряжевой причал в Голубой бухте, к которому могли встать только два катера типа МО, маленький причал в Казачьей бухте, два маленьких причала в Камышовой бухте.
Если бы без боя не был оставлен рубеж обороны Графская пристань- Панорама и, дальше по глубокой Сарандинакиной балке, были бы еще причалы в Стрелецкой и Карантинной бухтах. Но, давайте говорить объективно: если мы говорим о севастопольском командовании никто никого никуда не собирался эвакуировать.
Единственным человеком, который хоть как-то озаботился эвакуацией, был командующий Северокавказским направлением С.М.Буденный. Да, до этого он слал телеграммы, одна из которых заканчивалась словами: «… эвакуации не будет!», но это было до того.
Ладно, давайте будем исходить из той ситуации, которая уже сложилась, и будем считать, что все корабли можно было мгновенно мобилизовать, заправить, и отправить в море (это конечно не так, но, все же…). Все ли возможности были использованы?
Линкор, с его осадкой и большим количеством зенитных автоматов мог быть использован только как большая плавбатарея с мощным зенитным вооружением, но тогда им нужно было бы жертвовать, сажая на дно.
Суда наркомата морского флота посылать было, наверное, рискованно. Да и где им швартоваться? Остаются только боевые корабли и авиация. Что у нас тогда творилось с остальными кораблями?
Эскадра (базирование на Поти):
«Красный Кавказ» - ремонт в доке (до 17 августа), «Красный Крым» - на ходу,
- 1-й дивизион эсминцев в составе: "Незаможник", СКР "Шквал", "Шторм" (в Батуми). Эсминец "Железняков" в ремонте.
- 2-й дивизион эсминцев в составе "Бодрый", "Бойкий", "Беспощадный" (все в ремонте);
Отряд легких сил эскадры
- крейсера "Молотов" и "Ворошилов" (в Батуми)
-3-й дивизион эсминцев: "Харьков" (ремонт), "Сообразительный", "Способный" (ремонт).
Откровенно говоря, посылать эти корабли, наверное, все же рискованно, да и бесполезно. Швартоваться им некуда. Один эсминец мог бы встать к одному причалу в Камышовой бухте, но его нужно было бы прикрыть зенитной артиллерией.
Теоретически, можно было бы взять на борт дивизион зенитной артиллерии, и выгрузить его, прикрывая причал, но его еще нужно было иметь в наличии и готовности, или пришлось бы оголить одну из военно-морских баз. Вариант немного сомнительный.
Можно было бы отправить подводные лодки. Какие?
Первая бригада подводных лодок (базировалась на Поти):
- 1-й дивизион в составе Л-4, Л-23, Л-24; Л-5 (ремонт), Л-6 (ремонт),
- 2-й дивизион в составе Д-4 (в Туапсе), Д-5, С-31 (ремонт), С-33 (ремонт);
- 3-й дивизион в составе Щ-205, Щ-207 (ремонт), Щ-208, Щ-209 (все в Батуми);
- 4-й дивизион в составе Щ-213, Щ-214, Щ-215, Щ-216 (все в Батуми".
Каждая большая или средняя подводная лодка, это, максимум, 50-70 человек. Грубо говоря, за раз, дивизион мог перевезти пятьсот- семьсот человек.
Вторая бригада подводных лодок имела в своем составе:
- 6-й дивизион в составе А-2 (в Туапсе), А-3 (в Поти), А-4 (в Очемчири), А-5 (в Поти);
- 7-й дивизион в составе М-31 (в Туапсе) и ремонтирующихся М-32, М-33, М-60, М-62;
- 8-й дивизион в составе М-111, М-112, М-113, М-117, М-118, М-120 и ремонтирующихся М-35, М-36.
Это еще триста-четыреста человек.
Были две бригады торпедных катеров, но вместимость их была очень невелика и запаса топлива могло не хватить на рейс (туда-обратно). Нужно считать весь его маршрут.
Первая бригада торпедных катеров имела в своем составе 38 единиц, из которых 11 находились в ремонте. Вторая бригада торпедных катеров в составе 17 единиц, из которых 5 находились в ремонте. Суммарно, 39 единиц. Каждый, по максимуму, мог взять 20 человек (с потерей боеспособности). Но есть нюанс: им нужно было брать бензин в бочках с собой.
Минные заградители «Коминтерн» и «Сызрань» нуждались в ремонте, но, «Коминтерн» мог бы сходить, и, в принципе, он мог бы взять достаточно много народа. Беда в том, что и скорость и зенитное вооружение у него были «никакими».
Гидрографические катера посылать смысла точно не было. На ходу были еще шесть БТЩ:
1-й дивизион тральщиков в составе Т-401, Т-404, Т-412, Т-403 (ремонт),
2-й дивизион тральщиков в составе Т-406, Т-407, Т-410, Т-411 Т-408 (ремонт), Т-409 (ремонт),
Суммарно, они приняли бы на борт от полутора до двух тысяч бойцов (они были достаточно вместительными).
3-й дивизион состоял из мобилизованных тральщиков ("Земляк", "Райкомвод", "Доротея", в ремонте: "Пионер", "Судком").
Могли отработать (и, частично отработали) сторожевые катера (СКА).
1-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 5 в ремонте;
2-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 6 в ремонте;
3-й дивизион сторожевых катеров в составе 16 единиц; 9-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 2 в ремонте;
12-й дивизион сторожевых катеров в составе 10 единиц.
Итого: 15 исправных катеров, каждый из которых по нормам брал 50 человек без потери боеспособности, и до 100 человек с потерей боеспособности. Суммарно, (по максимуму) до 1,5 тыс. человек.
Были еще плавбазы подводных лодок, были транспорты НКМФ, но... рискованно.
Все? Нет, были еще корабли и катера, принадлежавшие военно-морским базам.
Новороссийская ВМБ включала:
-10-й отдельный дивизион одной подводной лодки: Щ-203 (Новороссийск). Остатльные находились в ремонте (М-51 и М-52 в Поти, М-54 и М-55 в Новороссийске, Щ-201 и Щ-202 в Туапсе).
-охрану водного района в составе:
6-го дивизиона мобилизованных тральщиков ("Ост", "Киров", "Крапивницкий", "Скумбрия", "Новороссийск", "Азов", Ш № 10 и находящиеся в ремонте "Геленджик", "Червонный казак", "Норд", "Хоста", "Заря", "Судак", "Спартак", "Димитров", "Майкоп"), большинство из которых представляли собой обычные сейнера
10-го дивизиона сторожевых кораблей (сторожевые корабли "Кубань" и "Петраш" (ремонт)); 4-й дивизион сторожевых катеров (6 катеров типа МО-4, из которых два в ремонте);
По итогу одна подводная лодка и четыре катера.
Туапсинская военно-морская база включала:
- охрану рейдов в составе 5-го дивизиона сторожевых катеров (12 катеров типа МО-4, из них 6 в ремонте),
-7-го дивизиона сторожевых катеров (12 катеров типа КМ, из которых 4 в ремонте); буксира; трех катерных тральщиков, сторожевого катера "Комсомолка";
- 4-й дивизион тральщиков в составе тральщика "Сиваш" и находящихся в ремонте тральщиков "Каховка", "Маныч" и минного заградителя "Лукомский";
Из всего этого можно было бы выбрать только шесть катеров типа МО, т.к. катера КМ для этой цели не очень пригодны.
Потийская военно-морская база включала:
- отдельный дивизион торпедных катеров (в Редут-Кале, 12 ед.);
- 8-й дивизион сторожевых катеров (14 ед., из которых 7 типа МО-4);
- 7-й дивизион катерных тральщиков (7 ед.);
- охрану рейдов (5 малых буксиров);
Керченская военно-морская база (она еще не была расформирована):
- охрана водного района в составе тральщиков "Конка" и "Белобережье" (оба в Новороссийске);
-6-й дивизион сторожевых катеров (6 ед., из которых 3 в ремонте),
-11-й дивизион сторожевых катеров (10 ед., из них 4 в ремонте),
-дивизиона речных тральщиков (7 ед.); отряд глиссеров (5 ед.), охрана рейда (катерный тральщик "Бригадир", два буксира);
Что можно сказать по этому поводу? Если не привлекать к эвакуации транспорты, то весь флот мог был вывезти за раз семь-восемь тысяч, не более. Рискнуть, и послать крейсера? Это еще пять тысяч (максимум). Раненых (теоретически) вывезти могли бы за два рейса.
Какое-то количество смогли бы еще вывезти по воздуху, но не много. Безусловно, эвакуацию нужно было начинать ранее, ее нужно было планировать. В той ситуации нужна была бы помощь авиации, но единственный аэродром на м. Херсонес простреливался.
В общем, извините, за грубость, но, поздно» пить «боржоми»…» (и, далее, по тексту). Да, можно было бы вывезти чуть больше. Но, для этого, нужно было …
А, что собственно говоря нужно было сделать, и что было сделано «не так»? Почему вывезли чуть более 2 тысяч, а не 5, не 7, и не 10 тысяч, как показывают теоретические цифры? Смотрим?