Найти тему
МИР (Море История Россия)

А можно ли было эвакуировать армию из Севастополя?

На самом деле вопрос некорректный. На него можно было бы ответить, только задав встречный вопрос: «Когда?».

Все дело в том, что на момент эвакуации командующего, ситуация была уже безнадежной. Традиционно пишут о том, что уже не было флота, который мог бы вывезти защитников. Дело здесь абсолютно не во флоте, и не в наличии (или отсутствии) кораблей и судов, и, дело даже не в их вооружении и состоянии

Предположим, что по мановению волшебной палочки, корабли ощетинились стволами зенитных автоматов. Где принимать личный состав? Причалов очень мало, зенитной артиллерией они не прикрыты, авиация улетела. Как принимать личный состав?

-2

Во флоте не было десантных барж и высадочных понтонов, которые могли принимать личный состав с необорудованного берега. А, что было?

Ряжевой причал в Голубой бухте, к которому могли встать только два катера типа МО, маленький причал в Казачьей бухте, два маленьких причала в Камышовой бухте.

Если бы без боя не был оставлен рубеж обороны Графская пристань- Панорама и, дальше по глубокой Сарандинакиной балке, были бы еще причалы в Стрелецкой и Карантинной бухтах. Но, давайте говорить объективно: если мы говорим о севастопольском командовании никто никого никуда не собирался эвакуировать.

-3

Единственным человеком, который хоть как-то озаботился эвакуацией, был командующий Северокавказским направлением С.М.Буденный. Да, до этого он слал телеграммы, одна из которых заканчивалась словами: «… эвакуации не будет!», но это было до того.

Ладно, давайте будем исходить из той ситуации, которая уже сложилась, и будем считать, что все корабли можно было мгновенно мобилизовать, заправить, и отправить в море (это конечно не так, но, все же…). Все ли возможности были использованы?

Линкор, с его осадкой и большим количеством зенитных автоматов мог быть использован только как большая плавбатарея с мощным зенитным вооружением, но тогда им нужно было бы жертвовать, сажая на дно.

Суда наркомата морского флота посылать было, наверное, рискованно. Да и где им швартоваться? Остаются только боевые корабли и авиация. Что у нас тогда творилось с остальными кораблями?

-4

Эскадра (базирование на Поти):

«Красный Кавказ» - ремонт в доке (до 17 августа), «Красный Крым» - на ходу,

- 1-й дивизион эсминцев в составе: "Незаможник", СКР "Шквал", "Шторм" (в Батуми). Эсминец "Железняков" в ремонте.

- 2-й дивизион эсминцев в составе "Бодрый", "Бойкий", "Беспощадный" (все в ремонте);

Отряд легких сил эскадры

- крейсера "Молотов" и "Ворошилов" (в Батуми)

-3-й дивизион эсминцев: "Харьков" (ремонт), "Сообразительный", "Способный" (ремонт).

Откровенно говоря, посылать эти корабли, наверное, все же рискованно, да и бесполезно. Швартоваться им некуда. Один эсминец мог бы встать к одному причалу в Камышовой бухте, но его нужно было бы прикрыть зенитной артиллерией.

Теоретически, можно было бы взять на борт дивизион зенитной артиллерии, и выгрузить его, прикрывая причал, но его еще нужно было иметь в наличии и готовности, или пришлось бы оголить одну из военно-морских баз. Вариант немного сомнительный.

Можно было бы отправить подводные лодки. Какие?

Первая бригада подводных лодок (базировалась на Поти):

- 1-й дивизион в составе Л-4, Л-23, Л-24; Л-5 (ремонт), Л-6 (ремонт),

- 2-й дивизион в составе Д-4 (в Туапсе), Д-5, С-31 (ремонт), С-33 (ремонт);

- 3-й дивизион в составе Щ-205, Щ-207 (ремонт), Щ-208, Щ-209 (все в Батуми);

- 4-й дивизион в составе Щ-213, Щ-214, Щ-215, Щ-216 (все в Батуми".

Каждая большая или средняя подводная лодка, это, максимум, 50-70 человек. Грубо говоря, за раз, дивизион мог перевезти пятьсот- семьсот человек.

Вторая бригада подводных лодок имела в своем составе:

- 6-й дивизион в составе А-2 (в Туапсе), А-3 (в Поти), А-4 (в Очемчири), А-5 (в Поти);

- 7-й дивизион в составе М-31 (в Туапсе) и ремонтирующихся М-32, М-33, М-60, М-62;

- 8-й дивизион в составе М-111, М-112, М-113, М-117, М-118, М-120 и ремонтирующихся М-35, М-36.

Это еще триста-четыреста человек.

Были две бригады торпедных катеров, но вместимость их была очень невелика и запаса топлива могло не хватить на рейс (туда-обратно). Нужно считать весь его маршрут.

Первая бригада торпедных катеров имела в своем составе 38 единиц, из которых 11 находились в ремонте. Вторая бригада торпедных катеров в составе 17 единиц, из которых 5 находились в ремонте. Суммарно, 39 единиц. Каждый, по максимуму, мог взять 20 человек (с потерей боеспособности). Но есть нюанс: им нужно было брать бензин в бочках с собой.

Минные заградители «Коминтерн» и «Сызрань» нуждались в ремонте, но, «Коминтерн» мог бы сходить, и, в принципе, он мог бы взять достаточно много народа. Беда в том, что и скорость и зенитное вооружение у него были «никакими».

Гидрографические катера посылать смысла точно не было. На ходу были еще шесть БТЩ:

1-й дивизион тральщиков в составе Т-401, Т-404, Т-412, Т-403 (ремонт),

2-й дивизион тральщиков в составе Т-406, Т-407, Т-410, Т-411 Т-408 (ремонт), Т-409 (ремонт),

Суммарно, они приняли бы на борт от полутора до двух тысяч бойцов (они были достаточно вместительными).

3-й дивизион состоял из мобилизованных тральщиков ("Земляк", "Райкомвод", "Доротея", в ремонте: "Пионер", "Судком").

Могли отработать (и, частично отработали) сторожевые катера (СКА).

1-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 5 в ремонте;

2-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 6 в ремонте;

3-й дивизион сторожевых катеров в составе 16 единиц; 9-й дивизион сторожевых катеров в составе 8 единиц, из них 2 в ремонте;

12-й дивизион сторожевых катеров в составе 10 единиц.

Итого: 15 исправных катеров, каждый из которых по нормам брал 50 человек без потери боеспособности, и до 100 человек с потерей боеспособности. Суммарно, (по максимуму) до 1,5 тыс. человек.

Были еще плавбазы подводных лодок, были транспорты НКМФ, но... рискованно.

Все? Нет, были еще корабли и катера, принадлежавшие военно-морским базам.

Новороссийская ВМБ включала:

-10-й отдельный дивизион одной подводной лодки: Щ-203 (Новороссийск). Остатльные находились в ремонте (М-51 и М-52 в Поти, М-54 и М-55 в Новороссийске, Щ-201 и Щ-202 в Туапсе).

-охрану водного района в составе:

6-го дивизиона мобилизованных тральщиков ("Ост", "Киров", "Крапивницкий", "Скумбрия", "Новороссийск", "Азов", Ш № 10 и находящиеся в ремонте "Геленджик", "Червонный казак", "Норд", "Хоста", "Заря", "Судак", "Спартак", "Димитров", "Майкоп"), большинство из которых представляли собой обычные сейнера

10-го дивизиона сторожевых кораблей (сторожевые корабли "Кубань" и "Петраш" (ремонт)); 4-й дивизион сторожевых катеров (6 катеров типа МО-4, из которых два в ремонте);

По итогу одна подводная лодка и четыре катера.

Туапсинская военно-морская база включала:

- охрану рейдов в составе 5-го дивизиона сторожевых катеров (12 катеров типа МО-4, из них 6 в ремонте),

-7-го дивизиона сторожевых катеров (12 катеров типа КМ, из которых 4 в ремонте); буксира; трех катерных тральщиков, сторожевого катера "Комсомолка";

- 4-й дивизион тральщиков в составе тральщика "Сиваш" и находящихся в ремонте тральщиков "Каховка", "Маныч" и минного заградителя "Лукомский";

Из всего этого можно было бы выбрать только шесть катеров типа МО, т.к. катера КМ для этой цели не очень пригодны.

Потийская военно-морская база включала:

- отдельный дивизион торпедных катеров (в Редут-Кале, 12 ед.);

- 8-й дивизион сторожевых катеров (14 ед., из которых 7 типа МО-4);

- 7-й дивизион катерных тральщиков (7 ед.);

- охрану рейдов (5 малых буксиров);

Керченская военно-морская база (она еще не была расформирована):

- охрана водного района в составе тральщиков "Конка" и "Белобережье" (оба в Новороссийске);

-6-й дивизион сторожевых катеров (6 ед., из которых 3 в ремонте),

-11-й дивизион сторожевых катеров (10 ед., из них 4 в ремонте),

-дивизиона речных тральщиков (7 ед.); отряд глиссеров (5 ед.), охрана рейда (катерный тральщик "Бригадир", два буксира);

Что можно сказать по этому поводу? Если не привлекать к эвакуации транспорты, то весь флот мог был вывезти за раз семь-восемь тысяч, не более. Рискнуть, и послать крейсера? Это еще пять тысяч (максимум). Раненых (теоретически) вывезти могли бы за два рейса.

Какое-то количество смогли бы еще вывезти по воздуху, но не много. Безусловно, эвакуацию нужно было начинать ранее, ее нужно было планировать. В той ситуации нужна была бы помощь авиации, но единственный аэродром на м. Херсонес простреливался.

В общем, извините, за грубость, но, поздно» пить «боржоми»…» (и, далее, по тексту). Да, можно было бы вывезти чуть больше. Но, для этого, нужно было …

А, что собственно говоря нужно было сделать, и что было сделано «не так»? Почему вывезли чуть более 2 тысяч, а не 5, не 7, и не 10 тысяч, как показывают теоретические цифры? Смотрим?