Найти тему
АвТОгус

Кто придумал автомобиль Ford T или "Жестянку Лиззи"? И почему у него руль на левой стороне?

Когда мы говорим о какой-то модели, особенно появившейся на заре автомобилестроения в конце XIX начале ХХ века, то как правило называя марку мы подразумеваем, что придумал ее один человек. Это так, и не совсем так. К примеру Генри Форду приписывают множество технических и технологических решений к которым, он был конечно же причастен, но не делал в одиночку. Да, именно он первым объявил о широкомасштабном применении нового метода сборки автомобилей — конвейере. Но на самом деле конвейерное производство было известно еще со времен появления паровых машин, такой способ поменяли в основном в мясной промышленности при разделке туш. Форд конечно же запустил весь процесс в обратном направлении, ведь ему нужно было не разобрать, а именно собрать машину. Правда произошло это 14 января 1914 года.

До этого времени Форду было не до того, ведь он судился с "Association of Licensed Automobile Manufacturers", которая не давала ему заниматься производством машин. Об этом я довольно подробно рассказал в своей статье, она доступна по ссылке. Однако, все же первым автомобилем собранным именно на конвейере, кстати его можно назвать и первым массовым, был Oldsmobile Curved Dash, а патент на конвейерное производство получен еще в 1901 году, Рэнсом Эли Олдсом. Но сегодня я не про это. Дело все в том, что так же именно с Фордом принято ассоциировать и появившийся Ford Model T. Так ли это на самом деле? Ведь к созданию самого массового автомобиля в истории приложили руку многие.

-2

Вы не поверите, но в создании "Жестянки Лиззи" принимала участие даже супруга Генри, Клара Форд. Именно она заставила мужа установить руль с левой стороны, а не с правой, как это было принято. Знаете почему? Клара заявила, что вовсе не собирается наступать в конский навоз выходя из-за руля автомобиля.

Однако над самым секретным проектом изначально трудилось два человека, это были сам Генри Форд и С. Гарольд Уиллс(C. Harold Wills), которого еще назвали "С.Н." Что мы знаем об этом Уиллсе и что он сделал?

Уиллс родился в Форт-Уэйне, что в штате Индиана США, в 1878 году. Его мама была большой поклонницей поэзии Байрона, именно поэтому Чайлд Гарольд предпочитал зваться С.Н. Позднее семья переехала в быстро растущий и развивающийся Детройт. Уже в 17 лет он вышел на работу и стал учеником собственного отца в отрасли механообработки. В 21 год, дело было в 1899 он познакомился с Генри Фордом, который только что основал свою первую компанию "Detroit Automobile Company"(Детройтскую автомобильную компанию) или DAC. Кстати ни Уиллс ни Форд зарплату в ней не получали, так как официально числились сотрудниками других фирм. Однако, когда в 1901 образовывается "Henry Ford Company", Генри принимает Гарольда на службу. При этом уже через два года, когда Форд нашел деньги на создание новой марки Ford Motor Company, он взял Уиллса к себе, причем в качестве главного дизайнера и ведущего специалиста по работе с металлами, предложив ему 10 процентов дивидендов Ford, в качестве части его зарплаты.

Генри Форд и С. Гарольд Уиллс(C. Harold Wills)
Генри Форд и С. Гарольд Уиллс(C. Harold Wills)

Интересный факт, именно Уиллс написал каллиграфию шрифта логотипа "Ford", который до сих пор используется компанией.

Ну а ко времени начала проектирования нового автомобиля именно Уиллс возглавлял команду инженеров и дизайнеров. Именно он спроектировал планетарную трансмиссию машины, а так же съемную головку блока цилиндров. Блок двигателя был цельнолитым и объединен с картером, а головка блока была отдельной частью.

Генри очень дорожил дружбой с Гарольдом, он даже был шафером на его свадьбе. Однако, ужиться со своенравным Фордом было не так то просто. Впрочем и С.Н. был совсем не подарком. В конечно итоге они разошлись во мнениях, и уже в 1919 Уиллс покидает Ford Motor Company, правда он получит солидное выходное пособие, в размере 1,5 миллионов долларов. Однако из штата Мичиган не уезжает, а основывает фирму в Мэрисвилле, и использует собственную фамилию Wills Sainte Clair. Позднее он добавит к последнему слову литеру "Е", что бы звучало по французски. Ему казалось, что европейские нотки в названии добавят престижа его продукту. В 1921 году дебютирует его первенец, родстер. В качестве маскота и логотипа фирмы он использует Серого канадского гуся. Увы, будучи перфекционистом, и не менее взбалмошным человеком чем Форд, он мог остановить производство уже готового проекта и все начать переделывать. К тому же его единственная модель стоила умопомрачительных, даже по тем временам, 3000 долларов.

Родстер Wills Sainte Clairе
Родстер Wills Sainte Clairе

В 1923 Уиллс теряет контроль на компанией, образовалось слишком много долгов, и она переходит в собственность финансовой группы. А в 1927 году закрывается. Позднее С.Н. перейдет на работу в компанию New Era Motors Company и примет участие в разработке переднеприводного автомобиля Ruxton. Он умрет 30 декабря 1940 года.

Йожеф Галамб(József Galamb)
Йожеф Галамб(József Galamb)

Однако С.Н. был не единственным кто принимал участие в разработке Ford Model T. И это был Йожеф Галамб(József Galamb). Галамб родился в городе Мако, бывшей столице Чанада, округа Венгерского королевства, в 1881 году. В 1899 году Галамб закончил Будапештские курсы инженеров по промышленным технологиям. Получив диплом инженера-механика он сразу устраивается на работу на Завод сталелитейного машиностроения в Диошдьёре. Позднее он продолжает учиться уже в Германии. А в последствии работает в автомобильной сфере. В 1903, ему было 23 года, узнав о проходящей в Сент-Луисе Всемирной выставке Йожеф тратит все свои сбережения на поездку в США. Первоначально он хотел вернуться в Старый свет, но ему предложили работу в Westinghouse Electric Corporation, что в Питцбурге, которая активно занималась развитием электрической инфраструктуры в Америке. Забавно, что Генри Форд тоже работал в электрокомпании у Томаса Эдисона. Позднее Галамб переходит на службу в Stearns and Company, которая вовсю занимается производством автомобилей в Кливленде. Однако венгр чувствовал, что основная жизнь автоиндустрии будет проходить в Детройте. Тогда он подает заявку на работу сразу в несколько компаний - Ford, Cadillac и Northern Motor Car Company. И в течении трех часов получает положительный ответ, причем от всех сразу. Однако выбирает именно Генри Форда. И, нужно заметить, он не прогадал. Буквально в первые же месяцы работы он полностью изменяет систему охлаждения у выпускавшейся в то время модели Ford N.

Ford N
Ford N

Такой вклад не проходит незамеченным для Генри. И вот Галамб уже входит в секретную группу по разработке машины которая должна покорить мир. В 1919 он уже главный дизайнер Ford Motor Company, поскольку Форд разругался с С.Н. Кстати всю структура конвейера в Хайленд-Парке тоже разработал именно Йоджеф. Он еще много сделает для Форда, к примеру будет учавствовать в разработке трактора Fordson и Ford V8. А в 1944 году, по назначению врачей будет на пенсию. Умрет Галамб в декабре 1955 года.

Джон и Хорас Додж
Джон и Хорас Додж

Но самое интересное, что "Жестянка Лиззи" не могла бы боится на свет если бы не титанические старания Джона и Хораса Додж и их компании Dodge Brothers. Дело в том, что Генри узнал, что именно они вовремя, и очень качественно выполнили заказ для его конкурентов из Oldsmobile, поставив им 3000 коробок передач. Тогда он явился в компанию и попросил братьев Додж о помощи. Денег у него не было и тогда Форд предлагает в качестве оплаты акции собственно фирмы на 10 тысяч долларов США. 15 июля 1914 года Додж решают открыть собственный автомобильный бизнес и производить машины под своим именем, они разрывают контракт с Форд. Но, акции все еще у них. Лишь в 1919 Генри выкупит ценные бумаги у Джона и Хораса, правда отдаст он за них уже 25 миллионов долларов.

-8

Конечно Ford Model T делали не только все вышеперечисленные мной выше люди. Не стоит забывать и о соотечественнике Галамба, Юджине Фаркаше. О Питере Эдмунде Мартине, он был пятым сотрудником молодой Ford Motor Company в 1903. Стоит упомянуть Генри Лава, Си Джей Смита, Гаса Дегнера. все эти люди, так или иначе, почувствовали в разработке автомобиля который стал самым продаваемым, первым всемирным и первым доступным.