Численность населения с доходами ниже границы бедности в I квартале 2022 года составила 20,9 млн человек или 14,3% жителей Российской Федерации.
По официальным данным в 1995 году 25% жителей страны были на уровне бедности. В 1995 году родилась я.
Этот канал о маркетинге, психологии потребления и как выходец из бедной семьи я расскажу о психологии бедных и почему маркетинг, эмоциональные новости, сериалы и т.п в своей основе направлены именно на бедную прослойку
Маркетинг – это целая математическая наука, совмещенная с психологией и социологией. Потому что, прежде чем организовать производство и процессы сбыта – нужно исследовать потребности рынка. Или сформировать эти потребности… или сформировать паттерны на покупку… Обо всем этом будет в этой канале.
Детские деньги и отношение к деньгам
Мне было 4-5 лет, когда я решила играть в магазинчик. Это было одно из интересных развлечений детства. Сделать импровизированную витрину и разложить свои игрушки, а потом продавать их за листочки сирени – было не для меня. Я хотела это делать за настоящие деньги, продавая настоящий товар. Загвоздка была в том, что продавать мне было нечего. Я собрала тогда часть своих небольших игрушек, потому что, игрушки тоже были редкостью дома и продала их за копейки детям со своей улицы. Также способом подкопить - были прогулки мимо святых мест. Мы с подружкой собирали монеты, которые бросали верующие у дацанов, чтобы избавиться от разных невзгод, болезней и бед. Считалось выйгрышом найти 5-ти рублевую монетку. Собирали монеты мы таким образом, что никто не знал этого и не видел. В деревне это одновременно легко и сложно. Легко, потому что дацаны расположены на окраинах деревень, а сложно – если кто-то увидел, то вся деревня об этом знала и ждал тогда разговор с родителями.
Я с детства понимала магию денег и что открывается с их помощью. Моя любовь к деньгам не давала покоя родителям и старшей сестре. Я прослыла в семье меркантильной с самого детства. Это осуждалось во мне все детство и впоследствии еще сыграет огромную роль на моей реализации.
Я подкопила нужную сумму и так как, я была ребенком, играла с другими детьми, то четко знала, что точно дети с улицы будут покупать – тогда это были нашумевшие юпи-порошки, из которых можно было сделать сладкий сок, жвачки с колечками, конфеты, фишки с покемонами и т.д
Каждую партию я продавала с наценкой в 50-100%. На что неоднократно возмущались все дети. Но тем не менее они покупали. Возвращались всегда. Простой триггер в продажах – ограничение «вас родители все равно не отпустят в магазин». Кто делал покупки чаще других - я давала бонусы. Одной девочке подарила набор из зеркальца и расчески с принцессами. Триггерами я пользовалась задолго до того, как узнала их название и назначение. Это то самое время, которое мне помогло впервые строить денежные отношения и понять закон денег.
Я была счастлива, чувствовала себя деловой и значимой. Ведь ко мне приходили дети со всей улицы и приносили деньги, а уходили с тем, что им не разрешали покупать их родители. К примеру, топ моих «незаконных» покупок – лапша быстрого приготовления Квисти, содовая газировка, жвачки.
Однажды история с магазинчиком подошла к концу, ввиду жалоб родителей моим родителям. От отчаяния оставшиеся деньги потратила на банку вареной сгущенки, которую спрятала в полисаднике под кустом сирени и периодически приходила, ела. Это была самая вкусная банка сгущенки. Но как говорится «и грустно и вкусно». Я очень хотела зарабатывать, но было нельзя…
Все, что я покупала в свой магазинчик – не было на столе нашей семьи. После развала СССР очень многие не могли оправиться годами. Родители относились к их числу. Они просто не понимали, что делать и как жить. Ведь государство предоставляло такие возможности и надежды. С рассказа мамы о ее студенчестве:
«Я поступила в техникум, получала стипендию. Мне хватало на одежду - я очень модно надевалась, хватало на еду, покупала в деревню родным гостинцы».
Когда ты живешь беззаботно, зная, что государство решит, позаботится – снимает много тревоги, неопределенности, но в то же время формирует инфантильное мышление.
Когда я родилась, у меня уже была старшая сестра. Выживали мы за счет того, что бабушка держала свиней, была картошка, а вместо заварки – сушеная морковная ботва. Родители начали делать попытки, как многие в 90-х. Развивались коммерсанты, которые работали на кооперативные райпо, так и те, кто занимался сбытом нелегально. Их опыт с продажей мяса провалился. Со слов родителей «привезли мясо за 200 км, а они просто отказались покупать, но мы же договорились!». Когда родители стали строить денежные отношения с потребителями им не хватало деловых рабочих навыков и элементарных личных границ. Личные границы очень сильно влияют на взаимоотношения с клиентами.
Родители очень много усилий тратили на то, чтобы быть хорошими, удобными и это их привело к безденежью, метаниям годами, проблемам в семье и бесконечным травмах у нас – у детей. Отчаявшись – они начали работать сами по себе – мать устроилась в магазин, потом работала почтальоном, мыла полы в больнице, а отец ударился в алкоголизм и наплывами работал то водителем грузовика, то лесничим, потом тоже устроился в больницу заведующим хозяйством по сей день.
Перераспределение ресурсов 90-х, политика СССР сломала родителей, погружая их в несбыточные грезы об определенности, заботе государства. Их учили жить по одним правилам, но резко все изменилось…
Что им показывал мой опыт с магазинчиком?
Читайте продолжение во 2 части.. #маркетинг21века #потребление #психологияпотребления #маркетингнатравмах #маркетингevolution #бедность #развалссср #продажи