“Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.”
“Есть ещё от жилетки рукава, дырка от бублика и мёртвого осла уши.”
“Это типичное пижонство: грабить бедную вдову.”
Сложно представить человека, который бы не смог угадать по этим цитатам великий плутовской роман, попавший сегодня в наши руки. В работе третье издание романа “12 стульев”, выпущенное издательством “Земля и фабрика” в 1930 году. Страницы книги имели многочисленные надрывы, утраты и заломы; корешок отсутствовал, а обложка существовала отдельно от блока.
Мастера “Вашего Реставратора” устранили все дефекты, вернув листам целостность и аккуратный вид. Мы создали заново обложку книги, интегрировав в нее остатки старого переплета. Результат – на фото. Как вам?
А теперь немного поговорим о самом романе. “12 стульев” – из тех произведений, которые читатели любят всей душой, обсуждать его могут вечно, находя в нем все новые смыслы, аллегории и метафоры. Особенно, если знать контекст – контекст эпохи, в которую и про которую написан роман. И обнаруживать меткие и хлесткие сравнения, узнавать прототипы – это особый вид удовольствия, которое дарит роман.
Сегодня разберем основных героев и их прототипы.
1. Начнем, конечно же, с Остапа-Сулеймана-Берты-Марии-Бендер-бея. Этот обаятельный жулик навсегда покорил сердца миллионов читателей. Остап – собирательный образ, отражающий окружение писателей и эпоху. Образ Бендера сложился из:
- Осипа Шора. Шор – служащий одесского уголовного розыска. Несмотря на серьезную службу, Осип Шор имел за плечами ряд авантюр: представлялся публике известным шахматистом и художником; жил за счет доверчивой вдовы, обещая на ней жениться; представлялся агентом подпольной антисоветской организации.
- Другим вдохновителем мог являться знаменитый писатель Валентин Катаев, который изначально и предложил идею сюжета молодым неизвестным авторам Ильфу и Петрову. По свидетельствам современников, Катаев был остроумным молодым авантюристом с блестящим чувством юмора, уверенностью в себе и рисковостью – описание очень похоже на Бендера, не так ли?
- Помимо реальных прототипов у Остапа есть и несомненный ряд литературных вдохновителей: благородные жулики О’Генри, Альфред Джингль из “Пиквикского клуба”, Беня Крик из “Одесских рассказов”, Хулио Хуренито, Аметистов из “Зойкиной квартиры”.
2. Напарник несравненного Остапа – Киса. Мощный старик, гигант мысли и отец русской демократии обладает чертами двоюродного дяди Евгения Петрова. От этого дяди Ипполит Матвеевич получил некоторые детали внешности и большой интерес к противоположному полу, а также хобби – филателию.
Еще один прототип предводителя уездного дворянства – бывший депутат Государственной Думы Василий Шульгин. В 20-е годы тема возвращения дворян на родину инкогнито очень популярна. Шульгину удалось не только успешно въехать на территорию СССР, но и благополучно вернуться обратно, не попавшись органам. Князю Павлу Долгорукову и лидеру боевой организации эсеров Борису Савинкову, к примеру, повезло меньше: после въезда в СССР их арестовали и расстреляли. Сцена с неудачным окрашиванием волос Ипполита Матвеевича взята из книги Шульгина “Три столицы”, где рассказывается о его поездке на бывшую родину. О связи с Василием Шульгиным свидетельствуют и слова Бендера о Кисе: “бывший член Государственной думы”, “особа, приближенная к императору” – именно Шульгин принял отречение из рук императора Николая II.
3. Отец Федор, казалось бы, второстепенный персонаж. Но его образ – свидетельство того самого контекста, о котором мы писали в начале. Дело в том, что в 1926 году вышла книга “Письма Ф. М. Достоевского жене”, которая и легла в основу образа отца Федора. Об этом говорит подпись к письмам Катерине Александровне от священнослужителя: “Твой вечно муж Федя”. Это прямая калька с фразы, которой Достоевский подписывал свои письма жене: “Твой вечный муж Достоевский”. Также параллельны письмам великого писателя и вечные просьбы выслать денег. Некоторые описываемые ситуации, которые ввели персонажа в немыслимые расходы едва ли не копируют происходившие с Достоевским события.
4. Эллочка-Людоедка и ее невообразимый словарь возникли также неслучайно. Эллочка – казалось бы, персонаж совсем уж эпизодический и непримечательный. Но какую память она оставила!
Словарь Эллочки собирался буквально по крупицам. “У вас вся спина белая” пришла из “Растратчиков” Валентина Катаева; “Мрак!” – из лексикона художника Алексея Радакова. Фраза “Толстый и красивый” принадлежит поэтессе Аделине Адалис. “Толстым и красивым” она называла действительно понравившегося ей мужчину.
Мы любим этот роман за хлесткий юмор, неоднозначных персонажей и однозначную провальность их миссий. И действительно, персонажи могут поражать своей циничностью, своими странными поступками и взглядами. Именно это отражает эпоху окончания Гражданской войны и построения нового общества: во времена всеобщей жестокости наибольшую симпатию вызывают, пусть жулики и преступники, но не утратившие человечности.
А за что вы любите “12 стульев”?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram