Найти в Дзене
Шарапов Механик

МАРПОЛ обновился. Новости от 2023.

Стратегия Международной Морской Организации по снижению выбросов парниковых газов представлена шестой главой МАРПОЛа, а именно: Шестая глава МАРПОЛ говорит о трех важных пунктах, выполнение которых и сулит нам светлое и экологически чистое будущее: ИМО представляет EEDI (Energy efficiency design index), а по факту новые более жесткие нормативы для новых судов в 2013 году. В это же время появляется и SEEMP Part 1(а это уже конкретное руководство по достижению невероятных результатов в области эффективности судовых энегретических установок). Но это не все. В соответствии с требованиями ИМО, для достижения цели глобальной стратегии по становлению наших океанов более голубыми, требования должны пересматриваться и ужесточатсья каждые пять лет. В этом году ИМО представила Data Collection System (систему сбора данных) для топлива и SEEMP Part 2, которая и разъясняет как нужно с этой системой работать, как собирать данные и отправлять отчеты. В 2022-м году ИМО выпустила еще и индекс EEXI (Ener
Оглавление

🟩ВВЕДЕНИЕ

Стратегия Международной Морской Организации по снижению выбросов парниковых газов представлена шестой главой МАРПОЛа, а именно:

  • направлена на загрязнение воздуха с судов,
  • включает меры по борьбе с подобным видом загрязнений,
  • вступила в силу 19 мая 2005 года (значит, за нарушения уже наказывают).
Структура МАРПОЛ.
Структура МАРПОЛ.

Шестая глава МАРПОЛ говорит о трех важных пунктах, выполнение которых и сулит нам светлое и экологически чистое будущее:

  • Снижение выбросов соединений серы (SOx), азота (NOx), и прочих трудно запоминаемых ODS и VOC посредством использования скрабберов, топлива с ультра низким содержанием серы (VLSFO), альтернативных видов топлива.
  • Снижение выбросов CO2 повышением эффективности силовых установок. EEDI (Дизайн силовых установок, с заложенной повышенной эффективностью и пониженными показателями по выбросам) и SEEMP (Судовой план по повышению энергетической эффективности) тоже оттуда.
  • Сбор данных о выбросах, чтобы можно было сравнить показатели. Дело в том, что начиная с 2008 к 2050 году было бы не плохо снизить все вредные выбросы на 50%. Это реальная всепланетарная цель, поставленная Парижской конференцией по климату.

🟩2013 год…

ИМО представляет EEDI (Energy efficiency design index), а по факту новые более жесткие нормативы для новых судов в 2013 году. В это же время появляется и SEEMP Part 1(а это уже конкретное руководство по достижению невероятных результатов в области эффективности судовых энегретических установок).

Но это не все. В соответствии с требованиями ИМО, для достижения цели глобальной стратегии по становлению наших океанов более голубыми, требования должны пересматриваться и ужесточатсья каждые пять лет.

🟩2019 год…

В этом году ИМО представила Data Collection System (систему сбора данных) для топлива и SEEMP Part 2, которая и разъясняет как нужно с этой системой работать, как собирать данные и отправлять отчеты.

🟩2022 год…

В 2022-м году ИМО выпустила еще и индекс EEXI (Energy Efficiency Existing ship Index), то есть индекс энергетической эффективности существующих судов. То есть для тех судов, что были построены задолго до того, как ИМО придумала EEDI и SEEMP. Этот индекс покрывает все торговые суда с водоизмещением более 400 регистровых тонн.

Как метод достижения лимитов, оговоренных в EEXI, появилась третья глава SEEMP, в которую включен интекс CII (Carbon Intensity Indicator). Этот индикатор позволяет определять количество выбросов CO2 на одну пройденную милю на один, например, 40 футовый контейнер.

А если ты, Инженер, обратишь внимание на свои электронные билеты, когда полетишь в контракт или домой, то в самом низу увидишь что-то подобное. Там будет написано сколько килограмм углеродосодержащих сединений выбо выброшено в атмосферу, чтобы перевезти твою жопку из точки А в точку Б, с учетом багажа.

🟩2023 год…

В начале 2023 года мы начинаем собирать данные для индекса CII.

Пока это применяется для судов водоизмещением 5000 и более тонн, что соответствуют требованиям IMO Data Collection System, предствленной в 2019 году.

Как говорят умные головы, если следовать этой стратегии, то уже к 2025 году суммарные общепланетарные выбросы с судов будут снижены на 30%. Очень хочется верить).

А к 2050 году стратегия по снижению парниковых газов должна дать прогнозируемый резульат - 50% от суммарных выбросов парниковых газов, а в долгосрочной перспективе наша зелено-голубая планета будет получать меньше этих самых парниковых газов аж на 70%.

Если честно, то все это звучит как чья-то предвыборная кампания, ведь всего одна загоревшаяся нефтяная вышка помножит на ноль усилия мирового флота по борьбе с проблемой.

🟩ВАЖНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

В общем и целом, ИМО наплодила огромное количество специфических терминов и определений, не разобравшись в которых трудно ориентироваться в теме. Сейчас я их все перечислю, поэтому сейчас будет немного скучно, но ты всегда можешь просто пролистать вниз, там еще много интересного...

🟪Technical measure - комплекс мер, применяемый к механизмам во время их изготавления и установки.

🟪The operational measure - подгонка имеющихся процедур к новым требованиям с целью снижения выбросов CO2. Например, теперь нельзя без «объяснительной» разобнаться «на все деньги», для этого нуно иметь основание.

🟪EEDI - меры технического характера, применяемые на стадии проектирования судов, целью которых является снижение количества CO2, выбрасываемого на тонну-милю.

🟪Tonne-mile - единица, выражающая работу судна. Например, если судно с дедвейтом 10 000 тонн прошло 20 миль, то оно совершило работу в обьему 200 000 тонн-миль.

🟪Required EEDI - теоретически расчитанная единица, служащая для сравнения с фактическими данными. Варьируется для разных типов судов.

🟪Attained EEDI - индекс, подсчитанный для конкретного судна, только что построенного или прошедшего модификацию.

🟪SEEMP - правила для судоходных компаний по управлению судами и их энергетической эффективностью с использованием специальных «инструментов», таких как EEOI.

🟪EEOI - индекс, позволяющий судам отслеживать «углеродный след», определяемый расходом топлива на количество перевезенного груза на пройденное расстояние. Формула для расета приведена в EEDI technical file.

🟪EEDI technical - документ, содержащий в себе информацию о методе расчета индекса EEDI, содержит формулу для расчета.

  • требования EEDI примнимы для судов, спущенных на воду после 1 июля 2015 года.
  • для более старых судов ИМО выпустило другой индекс - EEXI.

🟪EEXI (Energy Efficiency eXisting ship Index) - преследует цель по снижению выбросов CO2 с судов, спущенных на воду после 1 июля 2015 года, посредством установления минимальных требований к энергетической эффективности к судам с водоизмещением 400 регистровых тонн и более.

🟪CII (Carbon Intensity Indicator) - индекс, показывающий интенсивность выбросом углеродосодержащих соединений в атмосферу, отнесенный ко времени.

Индекс CII определен на базе среднего годового расхода топлива судна и вступил в силу с 1 января 2023 года. Все суда должны вычислить свой базовый CII и сообщить о нем.

🟪DCS or Data Collection System - требование для судов с дедвейтом 5000 тонн и более по сбору данных о расходе всех видом имещегося топлива. Требование уже в силе.

Суда обязаны иметь SEEMP Part 2, в котором объяснён метод сбора данных и способ и процесс отправки отчета в администрацию «Флага».

🟪EEXI Technical file - содержит все необходимые формулы, и прочую информацию, для сравнения с требованиями EEXI.

🟪SEEMP Part 3 - обязательный для судов документ, содержащий план по улучшению индекса CII ддя достижения большей энергетической эффективности.

🟩EEXI and CII ( Energy Efficiency eXisting ship index and Carbon Intensity Indicator)

EEXI (Индекс Энергетической Эффективности существующих судов - это новое правило ИМО, применяемое на все суда начиная с 1 января 2023 года. Еще разок, этот индекс преследует цель - снизить выбросы CO2 с уже существующих судов (что понятно из названия), посредством менеджмента, то есть более эффективного управления уже существующими энертетическими установками.

EEXI должен быть вычислен для всех судов с водоизмещением 400 регистровых тонн и более, подчиняемых требованиям МАРПОЛ главы 6. (Да, есть те, кто шатал этот ваш МАРПОЛ, вояки, например).

А еще, индекс EEXI базируется на EEDI. То есть, правила эффективного менеджмента старых судов написаны на базе требований, предъявляемых к судам, спущенным на воду с 1 июля 2015 года.

-3

EEXI technical file, что содержит инормацию, подтвержающию соответствие судна стребованиям EEXI, должен быть выдан или перевыпущен администрацией флага при первом после 1 января 2023 года сюрвее (освидетельствовании классифокационным обществом).

🟩Рекомендации для прохождения аттестации на соответствие EEXI

Цель организации ИМО - снизить выбросы парниковых газов на 40 процентов до 2030 года и еще на 50 процентов к 2050 году. Не путать это с целью Парижской конференции по климату!

И вот тебе, инженер технические нормы по достижению новых тербований, ведь EEXI применяется к уже существующим судам:

  • ограничение мощности ( 37 % успеха)
  • замена дистиллятных сортов топлива (MDO) на сжиженный природный газ (25 % успеха)
  • модификация гребных винтов MMG-retrofit (10 % успеха)
  • установка валогенераторов (5,6 % успеха (так точно посчитано))
  • установка энергосберегающих систем (4 % успеха)
  • установка турбопарусов (в оригинале статьи указан rotor sail, что, как я понимаю, является турбопарусом Кусто) (3,8 % успеха)
  • 10 процентное увеличение дедвейта (3% успеха). (Сомнительный шаг, не берущий во внимание остаточный запас прочности корпуса судна и встречу старого баркаса с плохой погодой. Но это мои догадки).
Как именно предлагается достигать повышения эффективности.
Как именно предлагается достигать повышения эффективности.

Касательно ограничения нагрузки…классификационные общества могут иметь свои правила для судов ледового класса.

🟩Расчет EEXI

Расчет EEXI базируется на мотодологии расчета EEDI (Energy Efficiency Design Index) для новых судов.

Индекс EEXI отображает выбросы CO2 с судна в зависимости от установленной силовой установки, грузоподъемности и скорости хода. А вот уже сами выбросы подсчитываются исходя из уже определенных параметров силовой установки и коэффизиента Сarbon Intensity Indicator.

🟩Carbon Intensity Indicator (CII)

Для начала, CII должен высчитываться для всех судов начиная с 1 января 2023 года (какое-то окно все равно есть) с водоизмещением 5000 регистровых тонн и более, совершающих международные рейсы.

Этот индекс позволяет легко определять на сколько эффективно производятся перевозки грузов или пассажиров. Он выражается в граммах CO2, выбрасываемых на количество груза, перевезенного на морскую милю.

К концу 2023 года для каждого судна будет определён его класс энергетической эффективности от А до Е, где А - это хорошая эффективность, а Е - это плохо и судно нуждается в повышении эффективности.

В то время как EEXI индекс подсчитывается один раз, индекс CII может меняться в зависимости от условий эксплуатации судна.

🟩Расчет CII

Расчитанный индекс CII - это отношение массы СО2 к работе по перевозке груза, то есть, например, тонна на милю. А индекс энергетической эффективности (от А до Е) определяется через сравнение индексов CII всех судов одного типа.

🟩Зона ответственности по CII

Судоходные компании обязаны были до конца 2022 года предоставить SEEMP (Ship Energy Efficiency Management Plan), тот самый план по повышению энергетической эффективности. А план может базироваться на переход на топлива с меньшим содержанием углерода (это дичь, так как калорийность любого горючего топлива базируется целиком и полностью на углероде, и для достижения той-же мощности нужно будет сжигать больше топлива), ограничение нагрузки (приемлемо), снижение скорости доставки грузов (уже сделано во многих компаниях), модификация существующих энергетических установок (в компании МОЛ целая серя судов пережила пересадку гребных винтов).

И, как пишет проспектик, основной задачей индексов EEXI и CII является создание формы мышления для воротил судоходного бизнеса - сфокусироваться на повышении энергетической эффективности судовых энергетических установок с целью сократить выбросы углеродных соединений в атмосферу.

-5

🟩Понимание SEEMP

Как только организацией ИМО был представлен концепт Energy Efficiency Design, началась и разработка Ship Energy Efficiency Plan для измерения и контроля выбросов парниковых газов с уже существующего торгового флота.

По факту, SEEMP это набор практически применимых на борту правил, написанных уже понятным техническим языком, а не бюрократическим Эзоповым. SEEMP - это исключитеьно судовой документ, применимый к конкретному судну, перевозящему конкретный груз по конкретному маршруту и не может быт применен к целому флоту и компании. Даже два одинаковых судна одной серии должны иметь разные SEEMP, если работают в разных условиях. А причиной индивидуального подхода является задача по вычислению потребления энергии конкретным судном, что позволяет более точно понять и принять методы по улучшению энергетической эффективности.

🟩Ключевые особенности SEEMP

  • расширение политики энергетической эффективности

Как и сказано ранее, SEEMP применяется индивидуально к каждому судну. Но, как бы то ни было, компания-судовладелец обязана иметь расширенную энергетическую политику для всех судов компании, для формирования индивидуальных SEEMP. То есть, если в компании есть относительно новые суда и 30 летние клячи, компания будет стремиться подтягивать «энергетическую дефективность» последних, чтобы флот в целом соответствовал новомодной зеленой повесточке.

  • повышение эффективности судов

Первичная цель SEEMP - улучшить общую энертегическую эффективность судна в долгосрочной перспективе посредством применения верных (в рамках зеленой повестки) и оптимизированных методов по экономии энергии и, как следствие, топлива.

  • снижение расхода топлива

Да, каждый судовладелец или оператор или фрахтователь мечтает о снижении расходов на горюче-смазочные материалы. SEEMP будет способствовать снижению расхода топлива, снижению вредных выбросов газов и, как побочный эффект - снижению расходов на топливо. Я пишу ПОБОЧНЫЙ, так как первичная цель SEEMP - снижение вредных выбросов.

  • снижение выбросов парниковых газов с судов

SEEMP акцентирует внимание на снижении выбросов парниковых газов с судов и обеспечивает экипаж набором «инструментов» по снижению урона, наносимого окружающей среде, что может быть достигнуто использованием альтернативных видов топлива.

-6

🟩Применение SEEMP на борту

SEEMP - это судовой план, что может быть применен на за 4 простых шага:

🟪1 - Планирование

Перед применением любого метода, должен быть составлен план по применению. Ну это же логично).

Планирование - это самый важный этап по применению SEEMP; определение текущего уровня энергопотребления является точкой отсчета для создания плана по повышению энергетической эффективности.

Судоходная компания должна собрать информацию о топливе, используемом на судне, текущей эффективности судовых энертегических установок и систем, состоянии корпуса и его окраски, период последнего докования.

Как только вся необходимая информация собрана, компания собирает ее воедино с существующей политикой энергетической эффективности и составляет SEEMP.

🟪2 - Применение

И вот, когда план уже составлен, настало время изыскать методы его применения.

Сам SEEMP должен включать еще и распределение ролей и обязанностей членов экипажа, представителей компании и операторов.

Создание базы данных с параметрами, связанными с энергетической эффективностью - это еще один шаг по введению в действие SEEMP. Теперь данные нужно будет забивать в специальные формы или программы, или в уже имеющиеся, но обновленные.

🟪3 - Мониторинг

После введения SEEMP в работу нужно отслеживать исполнение предписаний, в нем обусловленных. То есть, помимо требований SEEMP могут быть еще и контрольные чек листы, содержащие отчетную информацию по соблюдению правил SEEMP.

🟪4 - Самоконтроль и обратная связь

Результат работы SEEMP нужно тоже отслеживать для того, чтобы понимать как он работает и работает ли вообще.

Конечно, обратная связь ляжет на плечи моряков, и придется на постоянной основе слать отчеты о том, как резво пошли дела в гору на вашем 15 летнем контейнероносце.

А еще, все четыре этапа работают в цикле инезависимы друг от друга ( то есть могут претерпевать изменения и по отдельности).

-7

🟩SEEMP III

Начиная с 2023 года все суда обязаны подсчитывать Carbon Intensity Index, а подтвержденный SEEMP part 3, будет содержать план по достижению необходимого Carbon Intensity Index. Часть третья плана SEEMP, в отличие от первой периодически будет притерпевать изменения для того, чтобы соответствовать требуемому CII.

🟩Система рейтинга.

Касательно системы рейтинга. Вот получит ваше судно буковку А, например. Это не все. Каждый год рейтинг будет пересматриваться, и допустимый уровень в этом рейтинге - С, если он будет ниже, например D, то что-то будет, пока конвенция нас этим не пугает, видимо, придумывают еще.

-8

🟩Требования по SEEMP part 3

  • план по снижению CII должен храниться на борту с 1 января 2023 года
  • он должен включать метод подсчета CII
  • в нем должен быть указан требуемый CII для следующих трех лет, посчитанный индивидуально для каждого судна
  • в план должна быть включена процедура по самооценке эффективности
  • данные по топливу должны храниться один год

Если рейтинг судна находится на отметке ниже C на протяжении трех лет последовательно, то план SEEMP part 3 должен быть пересмотрен и заново одобрен администрацией.

🟩Операционные меры плана SEEMP part 3

Судно может снизить интенсивность вредных выбросов комбинацией следующих мер:

  • оптимизация скорости, снижение ее на 5-10%
  • оптимизация логистики
  • применение энергосберегающих технологий
  • оптимизация курса следования
  • альтернативное топливо

🟩Ответственность экипажей

  • мониторинг на борту, ну а кому же еще этим заниматься
  • составление отчетов, их коллекционирование и своевременная отправка по нужному адресу
  • установление на борту устойчивой культуры, способствующей повешению эффективности, что бы это на значило…
  • эффективное управление грузовыми операциями в порту и своевременное обслуживание механизмов, для предотвращения аварий
  • применение современного оборудования навигации

🟩ответственность компании

  • обеспечение судна всеми необходимыми (как же мы без них вообще жили) материалами
  • пересмотр SEEMP в соответствии с уровнем CII

🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩🟩

Ну и если тебе интересен оригинал этого документа, ты можешь найти его в нашей библиотеке по ссылке

https://t.me/c/1536125753/335

Но для того, чтобы ссылка работала, нужно быть подписанным на БИБЛИОТЕКУ, она закрытая. Вот ссылка

https://t.me/+QV9wgiG-9O8xNmQy