Найти тему
История weekly

Античная Греция. История становления.

Микенская колесница. XIII век до н.э. Художественная реконструкция
Микенская колесница. XIII век до н.э. Художественная реконструкция

Античная греческая культура – вещь спекулятивная. Выступая фундаментом для становления современного западного общества, она до сих пор является предметом споров в научных кругах, порождая множественные вопросы относительно того когда греки стали собственно, греками. Из каких компонентов сформировалась древняя греческая культура? Как на её становление влияли могучие цивилизации Ближнего востока и суровые племена центральной Европы? Однозначных ответов конечно нет и вряд ли они когда-то появятся. Однако историческая наука, накапливая совокупный опыт знаний, всё-таки делает предположения относительно истории становления и развития этой великой культурной общности.

Итак, поехали.

На сегодняшний день принадлежность греческой языковой культуры к семье индоевропейских народов особых сомнений в научных кругах не вызывает. Доподлинно не известно, почему древние племена из, предположительно, Центральной Азии на протяжении многих веков проникали в доисторическую Европу и как они взаимодействовали с местным населением континента. Однако на протяжении более чем двух тысячелетий с 4500 по 2000 г. г. до н. э., волны племен накатывали на европейский регион постепенно замещая собой местное доиндоевропейское население.

Минойская фреска
Минойская фреска

И здесь кроется первая проблема становления греческой культуры. Историческая наука до сих пор не имеет ответа на вопрос: сохранились ли черты первичных автохтонных обществ в культуре древней Греции, либо интервенты полностью стёрли традиции местных племён, заменив их своими.

Как часто случается, мнения разделились:

Одни считают, что индоевропейцы, имевшие жёсткую патриархальную систему ценностей, вторгались в Европу в составе нескольких миграционных волн и, в конце концов навязали местным народам свою культуру. При этом бытует мнение, что автохтонное население континента было в целом мирным и матриархальным обществом с центральным образом женщины в культуре и религиозном поклонении. И только с пришествием индоевропейских мигрантов божественный пантеон был заменен на преимущественно мужской состав, а роли мужчин и женщин были перевёрнуты.

Другие же считают, что индоевропейцы принесли с собой в эти земли только язык, переняв культурные и обрядовые традиции у коренного населения.

Обе теории имеют право на жизнь, и каждая из них обладает весьма вескими доказательствами и кругом приверженцев. Тем не менее истина, какой бы она ни была, для нас вероятнее всего так и останется загадкой.

Как бы там ни было, в начале второго тысячелетия до н. э. древние греки закрепились на юге Балканского и Пелопонесского островов, основав достаточно прочную для существования и выживания общность народов одной языковой группы.

Фигурка "Качели" 1500 год до н. э.
Фигурка "Качели" 1500 год до н. э.

Осев на новых землях они подняли головы и оглянулись.

Соседей у древних греков (или эллинов) хватало.

Нет абсолютно никакого сомнения, что народы жившие у бассейна Средиземного моря контактировали друг с другом и вели подчас сложные и многоструктурные отношения.

Наиболее значимыми из них были как считается, контакты с государством острова Крит, Египтом и странами Ближнего Востока. Причём в значительной мере торговый и культурный обмен осуществлялся в этот ранний период в главной мере через посредничество торговцев и мореплавателей Крита.

Вообще Крит и его культура существовавшая на острове примерно 4 000 лет назад достойна отдельного упоминания. Это царство по праву заслуживает статуса древнейшей эгейской цивилизации, достигшей для своего времени впечатляющего развития.

Его отличительной чертой были крупные архитектурные комплексы и взаимозависимая экономика, в которой система перераспределения ресурсов находилась в руках правителей царства. Первые «дворцы» стали появляться на острове около 2 200 года до н. э. Это были многоэтажные массивные сооружения с расписанными стенами, на которых запечатлялись изображения кораблей в море, движущихся в воде дельфинов и прекрасных женщин. Сегодня критское общество той эпохи называется Минойским, названное в честь одного из правителей острова – царя Миноса, жившего приблизительно в 1 600 году до н. э. В самих дворцах предположительно жили непосредственно правители, их слуги и стража. Там же располагались продовольственные склады. Остальное население концентрировалось вокруг дворцов в зданиях, построенных вплотную друг к другу либо в отдалённых селениях распределённых по острову.

На сегодняшний день предполагается, что в основе минойского общества дворцовой эпохи Крита находилась, прежде всего, перераспределительная экономика. Центральная власть определяла для производителей, какое количество продукции они должны были отправлять на центральные склады, а также определяла какое вознаграждение должен получить каждый член общества в виде довольствия и награды. Другими словами, экономика Крита рыночной не была.

В имеющихся расшифрованных записях нигде не указан курс обмена между разными видами продукции. Нет также сведений об использовании слитков при обмене на товары. До изобретения монет в качестве денежных единиц оставалось ещё около тысячи лет.

Похожая система экономических отношений в те времена существовала в Месопотамии и требовала, как и на острове, сложного и многоступенчатого управления. Писцы кропотливо отмечали приход и расход, ежедневно записывая все на хранившихся во дворце глиняных табличках. Особые управляющие занимались сбором должного количества наиболее ценных продуктов и изделий — животных и тканей — из различных районов, на которые делились дворцовые владения.

Заморская торговля Крита, вероятнее всего, была монополией царской власти. Минойские правители проводили далёкие морские экспедиции, заходя в системе взаимоотношений до удивительных территорий. К примеру, бронзовые изделия, которые активно использовались и производились в средиземноморском бассейне можно получить соединяя медь и олово. И если первое можно было получить на самом острове, то олово встречалось только в некоторых регионах, таких как далёкая Британия и даже Афганистан.

Крито-микенские воины. Художественная реконструкция.
Крито-микенские воины. Художественная реконструкция.

И пока жители Крита строили торговые связи с известным миром, на юге Балканского полуострова поднимала голову новая могучая держава.

Период, в котором древние Греки стали формировать в более или менее полноценные государства, называется Микенской эпохой, в честь города Микены на территории которого в середине XIX века археологи обнаружили поселение бронзового века с внушительной цитаделью и могучими крепостными стенами.

Микенская греческая культура – это в первую очередь общество воинов, опиравшихся на независимые поселения, у руля которых стояли могущественные военачальники, прирастающие богатствами за счёт ближних и дальних набегов, а также контролируя местных земледельцев.

Помимо военной мысли, в это время активно развивались архитектура, ювелирное и оружейное дело. Формировались базисы философии и социального восприятия мира.

В сознании более поздних греков Микенская эпоха характеризовалась как время великих героев, славных походов и знаменательных достижений. Именно об этом периоде повествует знаменитая «Илиада» Гомера, в которой описана история знаменитой в современности Троянской войны. В совокупности другой поэмой «Одиссеей» (о дальней экспедиции эллинов в далёкие земли), а также данными обнаруженными в погребальных гробницах, в современной истории и было сформировано мнение о идеалах, господствующих в греческих государствах той эпохи – славных подвигах и богатой добыче, добытой в тяжёлых походах.

В Микенскую эпоху выделились и закрепились несколько общностей, которые хоть и говорили на одном языке, но вполне чётко отделяли себя от других. Имена этих групп вошли в историю как ахейцы, ионийцы и эолийцы.

Стоить отметить, что была ещё одна – дорийцы, но о них стоит упомянуть чуть ниже.

В целом, подводя промежуточный итог, долгое время считалось, что влияние минойской культуры на микенскую было подавляющим и что система взглядов и отношений в обществе была во многом продиктована доминацией островного царства. Однако современный сравнительный анализ религиозных памятников, а также письменной традиции, несколько опровергает эту версию. Системы строительства храмов, устройства городов и экономические модели держав существенно отличались друг от друга и если и континентальная держава какое-то время оставалась в тени островной, то совсем не долго.

Крито-микенские щиты. Фреска
Крито-микенские щиты. Фреска

У любой эпохи когда-нибудь наступает конец.

Несмотря на кажущиеся прочные экономические и торговые связи между греками, жителями Крита, Египта и Ближнего Востока, в периоде приблизительно между 1250–1200 годами до н. э. обширная сеть контактов между партнёрами ослабла. Египетское царство и Месопотамия шатались под давлением внутриполитического кризиса, Хеттская держава мучительно рушилась под ударами внешних захватчиков, а дворцовые цивилизации эгейского бассейна либо рушились, либо не успевали укрепиться.

О комплексных причинах этих потрясений нам известно немного, но наиболее вероятной на сегодняшний день представляется дисбаланс перераспределения ресурсов, возникший из-за избыточного расхода централизованных и специализированных хозяйств. Судя по всему данный период шёл достаточно долго и завершился началом массивных переселений народов восточного берега Средиземного моря и Ближнего Востока. Обобщая эту ситуацию, можно сделать вывод, что между 1200 и 1000 годами до н. э. народы средиземноморского бассейна вынуждены были пережить череду множества катастроф, которые для греческой Микенской эпохи ничем хорошим не закончились.

Человеческие массы вдруг пришли в движение, нарушив сложившиеся ареалы народов и расшатав экономическое устройство государств. Вместе со всеми, под давлением из вне, снялись с места и упоминаемые ранее дорийцы.

Являясь практически варварскими племенами, оторванными от микенской культуры, они тем не менее говорили на греческой группе языков и, судя по всему, весьма сносно друг друга понимали. Двинувшись на юг, они неизбежно столкнулись с другими греками, вступив с ними в конфликт и окончательно дестабилизировав и без того шаткое положение региона. Вспыхнувшие конфликты окончательно разрушили и не очень стойкую систему взаимоотношений, бросив в хаос народы Балканского полуострова и Пелопоннесов. Устоять в этом безумии смогли только Афины, которые смогли выдержать удар внешних сил и сохранить культурную целостность.

В смутное время, последовавшее вслед за нашествием, старые государственные устройства, во главе которого стояли цари и вожди, были разрушены. Люди каждой узкой долины гористой Греции собирались вместе, чтобы выжить. Во время нападения врагов они укрывались за стенами местного города и сами, если представлялась возможность, собирались с силами и нападали на соседей.

Постепенно греки разработали идею полиса, самоуправляемого сообщества, состоящего из собственно города и небольшого участка возделываемой земли вокруг него (хоры).

Со временем эта система небольших автономных городов-государств прочно укрепилась в сознании, сформировав образ системы эллинистического управления, которая в прочем не раз менялась в других регионах обитания многочисленных эллинов-переселенцев. Однако об этом как-нибудь в других статьях.

----

На этом в общем-то и хотелось бы статью закончить. Надеюсь Вам понравилось.

Я старался.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь. Вам не сложно, мне приятно. Спасибо и всего хорошего.