О романе Бориса Пастернака говорить очень сложно: и само произведение не простое, и ситуация вокруг него до сих пор полемична. История огульной критики романа имеет свои последствия до сих пор. Но, не читая текста, невозможно ничего сказать о его форме и содержании. А то, что с точки зрения художественных особенностей - это безусловный шедевр, понятно даже старшекласснику. Читающему, конечно)). Именно с работой своей ученицы я и хочу вас познакомить.
Основные действия романа "Доктор Живаго" происходят в сложный для России период – революции и гражданской войны. Но сама структура повествования как будто отличается от таких же важных эпических произведений, как “Война и мир”, например, где, как мне кажется, Толстой показывал нам, как человеческие судьбы соотносятся с историческими событиями.
Пастернак же фокусирует внимание читателя на конкретном человеке, на том, как он вписывается или нет в исторический контекст. В этом для меня самое разительное отличие “Доктора Живаго” от всего, что я читала раньше. Ведь мы изучаем историю по крупным фактам, важным датам и ключевым фигурам, а здесь же вместе с Юрием Живаго мы погружаемся в гущу событий, смотрим на всё происходящее изнутри. Будь моя воля, я бы изучала историю только так.
Революцию можно назвать бурей, грозой, обрушившейся на Россию. Такая метафора идеально подходит к событиям романа не только потому, что основные действия разворачиваются в 1917-21 годах, но и потому, что все судьбоносные события в жизни героев или сопровождаются природными катаклизмами, или напоминают их своей внезапностью.
Если обратиться к самому началу романа, то мы видим юного Юрия Живаго, который едет в поезде после похорон матери, когда его настигает буря. Автор оживляет этот образ, он говорит, что “буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением”, и далее - “вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало”. То есть именно одиночество, которое несёт с собой это природное явление, напугало мальчика; неотвратимость движения бури, которая не оставляет шанса на спасение, на обретение внутреннего равновесия. И этот образ из детства будет преследовать Юрия Андреевича всю жизнь. Она же настигает доктора при отъезде из Мелюзеева: когда он, казалось бы, навсегда прощается с надеждой на ещё одну встречу с Ларой, чувство одиночество снова настигает его сквозь года. И не стоит удивляться тому факту, что в день своей смерти, когда Живаго садится в трамвай, автор отмечает, что “надвигалась гроза”. Становится понятно, что буря неизбежна и она наслаждается страхом, который вселяет в окружающих.
Но природа сыграла не только такую угнетающую роль в символике произведения. Вспомнить хотя бы часть “Рябина в сахаре”, в которой образ этого дерева был знаком спасения доктора из партизанского плена, символом свободы. Часовой пропускает Живаго под предлогом того, что тот пожуёт мороженые ягоды. И как в начале части мы отмечаем “ржавую рыжелистую рябину”, которая выделяется на фоне опавшего леса, так и в конце она становится маяком, символом спасения. И если вьюга всегда напоминала доктору о смерти матери, одиночестве, то в образе рябины он увидел Лару, её “большие белые руки ... и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе”. И усиливает светлое чувство, вызываемое этим деревом, небольшая деталь из последнего абзаца : “Ночь была ясная. Светила луна. ” Получается, что буря революции и гражданской войны не «смела» искренние чувства героев и не сможет этого сделать. Как красные ягоды рябины не опали с дерева, так и любовь в человеке будет жить, несмотря ни на что.
Для меня одним из самых примечательных и запоминающихся элементов сюжета этого романа является пересечение судеб людей. В этом заключается как будто некая сказочность повествования, ведь такие совпадения могут показаться невозможными. Например, Юрий Живаго встречается с Ларой на фронте, не помня, что до этого они сталкивались на ёлке у Свентицких и в квартире у её матери. Или же встречи со Стрельниковым-Антиповым...Возможно, в этом закладывалась идея предопределённости судьбы, того, что все встреченные нами когда-либо люди оказались на нашем пути не случайно. Для меня эту мысль в романе воплощает в себе образ брата Юрия Евграф Живаго.
Его личность в какой-то степени нереалистична: он появляется как добрый волшебник в самые сложные для доктора моменты жизни и помогает разрешить любые проблемы. В эпилоге, уже во время Великой Отечественной войны, он находит дочь Лары и Юрия и устраивает её судьбу. Про самого Евграфа нам мало что известно, но можно быть уверенным, что он всегда окажется в нужное время в нужном месте.
Одна из важнейших составляющих романа - сборник стихов Юрия Живаго.
Для меня такое восприятие поэзии является самым полным и всё объясняющим, потому что, прочитав роман, мы узнаём историю главного героя, все его мысли, нам становятся известны вехи биографии, поэтому читатель во всей полноте может понять заложенное автором (в данном случае, самим Живаго) в лирический текст. Помимо этого, стихотворения могут также разъяснить некоторые мотивы действий доктора, раскрыть его глубинные переживания.
В заключение я бы хотела сказать, что для себя этот роман я называю первой по-настоящему прочитанной книгой. Впервые я смогла уловить такое количество деталей, потому что, по заветам учителей, читала “с карандашиком”. И теперь на личном опыте доказала самой себе, что это на самом деле стоящая идея, ведь как будто ведёшь диалог с книгой. И мне кажется, что перед окончанием школы она является своевременной, ведь в ней показана судьба конкретного человека, которая может послужить как примером, так и антипримером. Учитывая круг затрагиваемых вопросов и их вневременность, этот роман помогает задуматься о них ещё раз, что всегда полезно.
Анна Горшкова