Найти тему
Танькины записки

Копаю не только картошку, но и историю. Мои чудеса - нашла вдруг кусочек утраченного. Часть 2. Рассказываю, что сохранилось вопреки всему.

Когда, как не зимой разбирать архивы и найденные и отложенные на "потом" всякие интересности. А летом и в межсезонье всё свободное время волей-неволей "развлекаешься" сельским хозяйством и другой рутиной.

Но сейчас настал вот тот самый момент, когда добралась до "вкусненького" и тащишь заветный пакет в дом.

___________

Продолжение. Начало тут👇

___________

Даешь ему согреться, постоять приоткрытым и стабилизировать влажность содержимого. Содержимое далеко не в лучшем виде, местами рассыпается в тлен.

Частенько люблю работать на полу, а тут вообще без вариантов - истлевшая бумага и кусочки пыли-грязи от уличного периода хранения осыпаются, оставляют после себя много сора. Да и формат А4 папок и половины содержимого призывает к простору.

Увесистая пухлая папка. На шершавом картоне выведено синими чернилами: " С оправдательн. документами Пильн. сем. школы по счету N... (цифры, не разобрала)". Слева, где разлиновка под период ведения документации, стоит подпись " от 1 января 1956г.". Строчка "до" не заполнена (или "уплыли" чернила), но содержимое папки заканчивается документами за ноябрь 1956 года. Скорее всего, это документация за весь 1956 год. Бухгалтерия, если по современному. А так вся финансово-хозяйственная жизнь школы за год, с подшитыми закупочными актами, квитанциями по форме с оборотом дебета/кредита, командировочными отчетными документами, договорами подряда.

-2

Интересно было вновь встретить маленькие картонные билеты на электричку. Помню тоже аналогичные. А вот такой формы розовые былеты уже не помню. Но ощущение, что встречала их раньше.

-3

Несколько фамилий и имен работников и подрядчиков перекликались в памяти с ещё живыми людьми в пору моего детства. Но я их застала уже пожилыми дедушками и бабушками, и то смутно.

И приятной неожиданностью было в нескольких ведомостях увидеть фамилию прадеда. Нет, он в школе не работал, но они с прабабушкой пускали квартирантов к себе. С некоторыми бывшими квартирантами потом так на всю жизнь складывались дружеские отношения, что даже я, не заставшая никого из своих пра-, неоднократо слышала эти теплые рассказы не только внутри семьи, но и от этих людей и их детей.

-4

А тут получается, что в 1956 году прадед пускал на квартиру кого-то из работников школы. Ведомости на выплату коммунальных расходов тому подтверждение.

Первая книга. Букварь. Вот уж неожиданная встреча!

-5

Почти мой ровестник, 1981 года издания. Предшественник букварям, по которым нас в 90-м учили. Очень похожи были, но немного разные. В этом тоже на развороте Ильич красуется. Только без моднявых рожек и принудительно-окладистой бороды - своему Ильичу в своём Букваре я тогла в 1 классе здорово имидж поменяла. А что? Буквари нам 1 сентября на линейке подарили. "Первый раз, в первый класс и всё такое..."

-6

Правда, на следующий год попросили, если можно, сдать эти буквари в школу обратно, в дар первоклашкам 91 года. Новых книжек или не было, или купить школа не смогла. Во время великих перемен тогда жили. А мне за дедушку Ленина обидно было - кому достался мой рогатенький? Для себя ведь разукрашивала!

Стопка тетрадных листов с контрольными работами. Каждый двойной листочек в углу проштампован. Заочники. И переложена эта стопка листом с надписью "Допризывники 1969 2 июня письменная по алгебре".

-7

Задачи, решение, оценка. Проверка работ и оценки выведены красным карандашом. Ученики же писали чернилами, синими преимущественно.

-8

Интересно, тогда при проверке тетрадей учителя красный карандаш всегда использовали или это практика случая?

Папка с Протоколами выпускных экзаменов 7 класса за 1957-1958 учебный год. Встречаются по фамилиям знакомые люди. Немного жаль, что это папка не года выпуска матери. Почти ведь рядом. Было бы классно вдруг такой документ обрести! Сейчас в той куче покопаться - обязательно нашла бы! А тогда что интересным под руку попалось - то и забирали.

-9

Ведомости успеваемости учащихся. Разные классы, с нескольких лет.

-10

Опять знакомые фамилии. Давно взрослые, немного даже пожилые уже люди вдруг на страничках становятся снова Вовами, Сашами, Светами, Людами... Машина времени, не иначе!

А вот интересный документ с "особо-отличившимися" учениками. Интересны эмоциональные высказывания на счет них.

-11

Специально замазала фамилии, - ладно кого знаю и он и по жизни такой же. Но вдруг на других будет эта публикация маленьким "компроматом" из детства😊?

Радуюсь затесавшимся в серьёзные документы поздравительным открыткам. В них неровным почерком старательно выведены поздравления с праздником.

-12

В основном все сохранившиеся открытки адресованы Ивану Ивановичу. Если память мне не изменяет, он был в какие-то года директором этой школы. Хорошая традиция была, подписывать и дарить открытки! А что сейчас после нас в мессенджерах останется?

-13

Открытки 1969 года выпуска, а поздравляют с новым 1970 годом. Больше полувека назад уже пролетело!

А вот "жемчужиной" найдённой мне показалась папка "Личные дела учителей школы".

-14

В ней сохранились подпапки на нескольких человек.

-15

Это учителя времен учебы моей матери. С двумя из них при жизни я немного знакома была. А так больше заочно, по рассказам старших в семье.

-16

Интересны в данных делах описание биографии человека, характеристики на него по работе, наградные списки. И интересны применительно не к этому, конкретному человеку, допустим, а как это всё составлялось и оформлялось в духе тех времён. Жаль, что только несколько таких папок сохранилось (или подобралось) тогда.

-17

Не отказалась бы сейчас почитать автобиографию "Зиночки". Была когда-то такая учительница немецкого языка. Старшие родственники у неё учились, а это до - и военное поколение. Вспоминали, бывало, интересные случаи из школьной жизни и уроков немецкого. А мне хитросплетениями судьбы перешла в наследство её фотография. Фото ещё старорежимного образца, на картоне, с перфорацией из личного дела. Но не школьного. Возможно, гимназии или другого учебного заведения. И вот бы почитать про её жизненный и профессиональный путь. А негде.

-18

И в завершении данного обзора милота и мягкота - листок промокашки! Такой мягонький, слегка мохнатый и в чернилах! - Мне ещё попадались тетрадки в началке с этими промокашками-вкладышами. Видимо, из старых запасов. К 90-м годам уже шариковые ручки давно победили чернила. Но я всё же и чернилами попользовалась немного.

Дурной пример заразителен, говорят. Вот так и со мной. Мать пользовалась автоматическими чернильными ручками на работе. Мне тоже захотелось также. И не только дома. А и в школе на уроках. И я смогла.

Иной раз такие воспоминания о начальной школе читаешь или слышишь от одногодков, что ещё больше понимашь, как повезло тогда с первой учительницей. Мы у нее были уже последний выпуск (потом её вроде еще на один класс уговорили, но это не точно). Но несмотря на старую советскую закалку, она была Профессионалом и настоящим мудрым Наставником-Учителем. Именно она запретила переучивать меня, "люкшу", на правую руку. Поощряла всякие инициативы, не запрещала такие вот "опыты", как писанину чернильной ручкой и много таких моментов можно вспомнить. Не ломала, а направляла и учила, давала в рамках разумного свободу действиям.

А я какое-то время старательно выводила свою писанину в тетрадках чернилами. Конечно, ручка была не совсем ретро - "перо на палочке", а вполне современный вариант - автоматическая. Ну это такая ручка (если кто не в теме), с резервуаром для чернил внутри. Набираешь ею чернила, типа как шприцом, пишешь ими, пока не кончатся.

Но кляксы и смазы ставить такой ручкой тоже можно вполне удачно, да ещё без сноровки письма когда. Вот промокашечка то и пригождалась! А как красиво на промокашке расползается чернильное пятно, если кончик ручки в промокашку упереть? Красота! Так что был такой опыт в жизни😊.

Вот, в общем-то, про всё самое интересное и рассказала! Далеко не каждый лист ещё обстоятельно рассмотрела и прочла, скорее поверхностно ознакомилась пока. Но в любом случае содержимое пакета превзошло мои робкие ожидания. Даже не верится, что столько интересного для себя я смогла сохранить.