Компания Алексея Бурейко занимается поставками товаров из Китая уже 15 лет. Сначала специализировались на оборудовании для майнинга. А с осени прошлого года добавили в ассортимент еще и оргтехнику, одежду, мед оборудование. Сегодня из Китая можно привезти что угодно. Вопрос - как оплатить. Алексей предпочитает цифровые доллары, USDT.
Алексей Бурейко, создатель и управляющий компании «Рубикон»: Многие оптовики в Китае сейчас работают с юанем, им нужен чистый юань. Перевести с карты, допустим, на карту либо сейчас, ну, нет такой возможности. Поэтому мы оплачиваем в USDT, китайцы сами уже там его меняют на юань, и уже расплачиваются с заводами либо с компаниями.
Но у таких платежей есть минус - они не отрегулированы законодательством. И некоторые китайские поставщики этим пользуются: срывают сроки, обманывают, отказываются продавать товар мелкими партиями. Тем не менее, товарооборот между нашими странами стремительно растет. В 21-м году он увеличился почти на 36 процентов. А в прошлом - еще на 29. При этом две трети наших поставок в Китай - остались традиционными. Это газ, нефть и уголь. А вот состав встречного товаропотока - из Китая в Россию - уже начал меняться.
Сергей Зайнуллин, доцент кафедры национальной экономики РУДН: сейчас происходит снижение поставок потребительских товаров, но увеличиваются поставки инструмента, оборудования, машин. То есть ту высокотехнологическую технику, которую мы покупали в Германии и в странах Евросоюза, мы сейчас покупаем в Китае
В прошлом году на российские минеральные ресурсы, древесину и сельхоз продукцию - Китай потратил $114 млрд. Своих же товаров - то есть одежды, электроники, автомобилей - поставил в Россию на сумму $76 млрд. И в таком дисбалансе, считают эксперты, кроется опасность. Рассматривать Китай как надежную альтернативу европейскому рынку не стоит.
Кирилл Котков, востоковед: Чем был удобен всегда Запад для России? Тем, что Запад никогда не был монолитен. С одними странами можно было продавливать свою позицию. С какими-то другими можно было чуть-чуть уступить. А здесь Китай является практически единственным покупателем. Соответственно, он и будет диктовать цены. Китай собирается выжать максимум из того положения, в котором сейчас оказалась Россия.
Для Китая Россия - на сегодняшний день не самый важный партнёр. Если товарооборот между нашими странами оценивается в 190 млрд долларов, то со странами АСЕАН - почти в триллион. С Евросоюзом - в 850 млрд, а с США - в 760 млрд.
Наталья Лазарева, политолог: Китайцы, конечно, в нашей собственной продукции не сильно заинтересованы. Они заинтересованы в том, чтобы, как там говорят, стоять спина к спине. Чтобы у нас было, так сказать, военно-техническое сотрудничество. А экономическое - они с нами не очень сильно сотрудничают. Во-первых они, понимаете как, они официально вроде бы как санкций не поддерживают, но они их и не нарушают.
И такой позиции, считают специалисты, Китай будет придерживаться до тех пор, пока мировую экономику не перестанет штормить. Впрочем, это не значит, что за это время товарообмен между нашими странами не вырастет еще больше.