"Опять... Господи, третий раз за месяц! Неужели все становится только хуже? Как же все это уже надоело..."
Марина старалась как можно скорее добраться до дома подруги, но, как назло, в это время были самые ужасные пробки, поэтому дорога заняла почти час. Доехав до нужного места, Марина поднялась на этаж и вихрем ворвалась в квартиру.
Перед ее глазами предстала знакомая, до боли знакомая картина: в компьютерном кресле храпела Олька, а на столе стояли пустые бутылки из-под вермута и водки. "В этот раз даже без закуски!" - зло подумала Марина.
Муж Ольги, Назар, сидел на диване, спрятав лицо в ладони. Было видно, что он изо всех сил сдерживается, чтобы не заплакать.
- Кавалерия прибыла! - крикнула Марина.
Дальше последовали манипуляции, уже ставшие привычными - в четыре руки Ольгу переместили на кровать в супружеской спальни, а следы веселья вынесли в мусоропровод в отдельном пакете.
- Прости... - обреченно произнес Назар. - Опять пришлось тебя дергать!
- Ничего страшного, - сказала Марина, абсолютно не веря своим собственным словам: это было очень страшно. И становилось только страшнее.
Где-то два года назад ее лучшая подруга Оля начала крепко выпивать. Они и так-то не были трезвенницами и нередко позволяли себе распить бутылочку шампанского под суши или конфетки, но потом Ольга просто пошла в разнос и начала пить днем без всякого повода. Причем, напивалась до такого состояния, что засыпала прямо на месте.
Усугублялась ситуация тем, что у супругов была пятилетняя дочь Саша, которая пока не понимала, что происходит.
В те дни, когда Ольга валялась в отключке, дочь из садика забирал Назар. Чтобы девочка не видела такую картину, перед этим Ольгу переносили на кровать, и на вопрос девочки: "Почему мама спит?" папа отвечал, что ей нездоровится. К сожалению, Назар сам не мог перенести супругу в спальню - из-за старой травмы ему нельзя было поднимать что-либо тяжелее пятнадцати килограммов, поэтому приходилось просить Марину о помощи, так как больше никому он не мог доверить такую позорную тайну.
Ольгу пытались лечить в клинике, но все было без толку - эффект от лечения был временным, и потом женщина снова принималась за старое. На все увещевания, что так жить нельзя, и скоро Сашенька начнет все понимать, Ольга лишь отмахивалась:
- У меня тяжелая работа, мне надо расслабляться! К тому же, могу себе позволить.
Она действительно работала на хорошей должности, и ее зарплата позволяла пить дорогие напитки хоть каждый день. Но разве дело в деньгах? Назар знал, что его супруга больна, но ничем не мог ей помочь, потому что нельзя помочь тому, кто отчаянно сопротивляется этому. Вот и приходилось таскать Ольгу из гостиной в спальню, чтобы дочь ни о чем не догадывалась.
Так вышло и в этот раз. Марина обычно оставалась в квартире, пока Назар забирает Сашу из садика. На всякий случай, потому что иногда Ольга могла проснуться и продолжить распитие алкоголя. Или ее могло стошнить. В общем, кто-то должен был быть рядом, чтобы контролировать ситуацию.
Марина сидела на кухне и думала, что же делать. Назар очень любил свою супругу, и она его тоже. Единственное, что портило их отношения - это пристрастие Ольги к веселящим напиткам. Марине было очень жалко Назара, ведь он был таким прекрасным мужем и отцом, а у Ольги даже не хватает силы воли, чтобы отказаться от спиртного ради своей семьи!
Назар с Сашей вернулись через полчаса.
- Марина, ты снова к нам в гости? - обрадовалась девочка.
- Да, милая моя, - улыбнулась женщина.
- А мама где? - радость мгновенно сошла с детского личика. - Она опять заболела, да?
- Да, - вздохнул Назар. - А как ты поняла?
- А Марина почти всегда приходит к нам в гости, когда мама болеет... - грустно сказала девочка, снимая сапожки. - Я так хотела показать ей свою поделку! Марин, хочешь посмотреть?
- Конечно, хочу, - ответила она. - Но сначала переоденься и вымой руки.
Через несколько минут Саша зашла на кухню и продемонстрировала Марине открытку в технике квиллинга, изображающую снеговика и елку.
- Очень красиво! - похвалила она.
- Как думаешь, маме понравится? - спросила девочка.
- Обязательно, - кивнула Марина и посмотрела на Назара. - Я пойду, пожалуй.
- Останься еще чуть-чуть! - попросила Саша.
- Извини, зайчик, я не могу, - сказала Марина. - У меня дома Фунтик неглаженый и некормленый.
- Передай ему от меня привет!
- Обязательно, - улыбнулась Марина и направилась в прихожую.
- Спасибо, - сказал Назар, подавая ей пальто. - Дальше мы уже сами.
- Тебе точно не нужна помощь? - спросила Марина.
- Точно, - грустно улыбнулся Назар и добавил: - Я уже привык.
Марина приехала домой, и ее вышел встречать большой пушистый кот.
- Тебе привет передавали, - усмехнулась Марина.
Фунтик ничего не ответил и начал валяться на спинке. Это был их своеобразный ритуал приветствия: когда хозяйка возвращалась домой, кот переворачивался на спину, подставляя мягкое брюшко, Марина чесала его, кот делал символический "кусь", а потом они вдвоем шли на кухню.
Готовя ужин, Марина все думала о семье Ольги. "Неужели она не понимает, что своими же руками разрушает все! - с досадой размышляла она. - Чудесный муж, дочка-лапочка... Вот что еще нужно?" У Марины сердце разрывалось на части, когда она разговаривала с Сашей. А ведь скоро она начнет все понимать...
Марина знала, каково это. Ее родители были малопьющими людьми, но вот дядя, папин брат... Поначалу он тоже особо не злоупотреблял, но потом попал в дурную компанию, где вечеринка считалась неудачной, если все ее участники не храпят на полу. К тому времени он уже успел жениться и обзавестись сыном. В 3-6 лет ребенок не особо понимал, почему папу часто тошнит или он лежит весь день пластом и стонет. Мать тоже рассказывала сказки, что папа заболел, но потом мальчик вырос и понял, что его отец - алкоголик. И это было стыдно, очень стыдно, особенно когда поддатый папа заявлялся к сыну в школу или на праздник. Потом он начал распускать руки. Бил и сына, и жену. В конце-концов, супруга не выдержала и подала на развод, потому что жить в этом аду было просто невозможно. И ведь не подзаборная алкашня! Дядя ездил на дорогой машине, супруга тоже хорошо зарабатывала, а их сын ходил в элитную частную школу. С виду идеальная семья.
Так же было и у Ольги - хорошая квартира, оба супруга при приличных деньгах, путешествия три раза в год... Но дурная привычка одного из родителей губила все это на корню - какой смысл в квартире с богатым интерьером, когда мать храпит пьяная?
На следующий день Марина позвонила подруге и договорилась о встрече. Разговор сразу пошел в агрессивном ключе.
- Оля! - решительно сказала Марина. - Тебе пора браться за ум, потому что ситуация выходит из-под контроля. Вчера мне опять пришлось срываться и ехать нянчиться с тобой!
- А тебя кто-то просил?! - взъелась на подругу Ольга.
- Муж твой просил! - резко ответила Марина. - Ты опять уснула в гостиной за компьютером.
- Слушай, хватит уже, - с угрозой в голосе произнесла Ольга. - Что, раз своей семьи нет, значит, можно лезть в нашу?
Марина судорожно глотнула воздух - подруга сейчас смачно оттопталась на самой больной мозоли...
Да, у Марины не было своей семьи. Пять лет назад ее муж умер от острой почечной недостаточности. Сгорел буквально за пару месяцев, врачи лишь руками разводили. Сама Марина в то время была беременна. Однако, несмотря на то, что убитая горем женщина нашла в себе силы жить хотя бы ради дочери, доносила беременность до конца и даже родила без особых проблем, малышка умерла в возрасте шести месяцев. Синдром внезапной детской смерти... Именно Ольга в то черное и беспросветное время была рядом и поддерживала, чтобы подруга не полезла в петлю от всего, что ей пришлось пережить. А сейчас она снова напоминает об этом, и ей совсем не стыдно тревожить едва затянувшиеся раны!
Марина не знала, что ответить на такой выпад. Она помолчала какое-то время, собирая в кулак всю свою силу воли и остатки самообладания, а затем сказала:
- Я просто хочу, чтобы ты запомнила мои слова. У тебя прекрасный любящий муж и замечательная, умная и способная дочка. Многим такая роскошь недоступна. А ты сейчас просто уничтожаешь все то, что у тебя есть. Больше я к вам, как ты выразилась, лезть не буду. Ты уже взрослая девочка, сама разберешься. Одно хочу сказать: когда ты разрушишь свою жизнь своими же собственными руками, будет поздно.
Ольга лишь презрительно фыркнула в ответ. Марина ушла, и больше они ни с Ольгой, ни с ее мужем не общались. От общих знакомых она узнала, что Назар отвез жену на лечение в Израиль, а Сашеньку отправил к родителям Ольги. А затем их следы затерялись.
Конечно, Марине было жалко терять лучшую подругу, но и быть пятым колесом в телеге совершенно не хотелось. В конце-концов это действительно чужая семья.
После тяжелого многочасового ночного перелета Марина позволила себе поспать подольше, тем более, на календаре было воскресенье, выходной день. Проснувшись в районе обеда, она включила телефон и обнаружила там почти два десятка звонков с незнакомого номера. "Неужели спамеры стали такими настойчивыми? - удивилась женщина. - Или реально что-то случилось?" Перезвонив по этому номеру, Марина услышала смутно знакомый детский голос:
- Марина, приезжай! Мама... Мама... Она опять...
- САША?! - удивилась она. Это точно был ее голос, только чуть более взрослый. - Что случилось?
Из динамика послышался лишь плач. Марина все поняла.
- Еду! - сказала она. - Адрес тот же?
Адрес на этот раз был другой - за это время семья Ольги переехала в более престижное жилье. Марина в очередной раз обругала непутевую подругу - вот все есть у человека! Так нет же - без бутылки никак...
Дверь в квартиру была открыта. Марина зашла внутрь и увидела Сашу, которая очень подросла за эти два года. Девочка сидела в прихожей на банкетке и беззвучно плакала.
- Сашенька! - бросилась к ней Марина. - Почему ты сидишь здесь? Где мама?
Девочка опасливо посмотрела в сторону гостиной и показала рукой:
- Она... там. Я не хочу туда заходить...
И Марина поняла, почему - картина, открывшаяся ее взору, заставила содрогнуться: Ольга лежала на полу, раскинув руки и ноги, в шелковом халатике на абсолютно гoлoe тeлo. На журнальном столике стояла недопитая бутылка водки и тарелочка с заветренными кусочками сервелата. Но самым мерзким было другое - Ольгу и раньше-то иногда могло стошнить в бессознательном состоянии, но в этот раз... все было куда хуже. "Господи!" - брезгливо поморщилась Марина и вернулась к Саше.
- А где папа? - спросила она.
- Он сейчас в самолете, ему не дозвониться, - всхлипнула девочка.
Саша рассказала, что утром, как обычно, она ушла на танцы, потом немного погуляла с подружками, а когда вернулась, застала дома вот такую картину. Поскольку Назар улетел в рабочую поездку, звать на помощь было некого, кроме Марины.
- Она же год не пила! - обреченно шептала Саша. - Почему опять?!
Марина не знала, что ответить, но одно было ясно - Саша уже все понимала.
- Надо "скорую" вызвать... - сказала женщина.
Объясняться ей пришлось не только с медиками, но еще и с полицией и органами опеки - кто она? Кем приходится девочке? Как попала в квартиру? Назар, едва приземлившись и получив шокирующие вести, отменил все дела и в этот же день примчался обратно. Он был готов рвать и метать.
- Она год была в завязке! - кричал он. - Год! Господи, я думал, что у нас наконец-то все наладилось... Но стоило уехать - и все, опять по новой! И прямо у Сашки на глазах... Какой позор! Как хорошо, что Саша догадалась тебе позвонить, и ты оказалась рядом.
- Не буду говорить тебе, что все в порядке, - вздохнула Марина. - Не в порядке. Я не знаю, чем еще можно помочь.
- Я тоже не знаю, что делать дальше, - сказал Назар. - Спасибо тебе за все, Мариш!
- Да было б, за что... Держитесь.
- Назар, это ты?
- Да.
- Опять что-то с Ольгой? У тебя голос какой-то мрачный.
- Ольга yмepлa.
Марина чуть не выронила телефон.
- ЧТО??? Как??? Когда???
- Давай не по телефону. Приезжай, пожалуйста.
Марина бросила все дела и примчалась к Назару. Мужчина сидел на кухне, глядя куда-то в пустоту.
- Назар, что произошло? Как это вышло?
- Позавчера вечером пошла на реку со своим любовником и yтoнyлa.
- Лю6oвникoм?! - опешила Марина.
- Я сам только по факту узнал, - вздохнул Назар. - Нырнула и захлебнулась. Ее xaxaль сразу ноги сделал, а Ольга... ее тело ниже по реке в камышах застряло.
- Господи... А где Саша? Она знает? - спросила Марина.
- Отвез к бабушке. Пока не сказал ей. Не знаю, как.
Назар встал со стула и подошел к окну.
- Я не понимаю, Марин, - проговорил он. - Не понимаю! Что я сделал не так? Я же всегда был рядом, всегда поддерживал, всегда помогал. Пытался вытащить ее из этого. И что в итоге? Причем, я понимаю, что надо было еще давно развестись, но все тянул чего-то.
- Ты любил ее, - сказала Марина. - А когда любишь, многое прощаешь.
- Не знаю, - покачал головой Назар. - В последние годы, наверное, уже не любил. Надорвалось во мне что-то. Скорее, терпел и жалел. Чего-то ждал. Дypaк...
- Ты не дypaк, Назар, - вздохнула Марина. - Ты все делал правильно. Просто не всегда наши старания ценят должным образом. Я не хочу плохо говорить про Олю, но...
- Да ладно уж! - махнул рукой Назар. - О мepтвыx ничего, кроме правды. Сейчас я вижу, что она действительно не умела ценить то, что у нас было.
Некоторое время они молчали. А что тут можно было сказать? Марине было стыдно за такие мысли, но она понимала, что в этом кошмаре поставлена точка. Ей было жалко бывшую подругу, но Ольга сама шла по пути саморазрушения, несмотря на все попытки близких людей помочь ей. И о дочери она не думала... Марина вспомнила, как они с мужем планировали беременность - оба бросили курить и употреблять алкоголь. Покойному супругу, курильщику с пятнадцатилетним стажем, было очень сложно отказаться от сигарет, но ради будущего ребенка он переступил через свои привычки. А Ольга...
- Марин?
Женщина вздрогнула, когда голос Назара прервал ее мысли.
- Да?
- Пожалуйста, помоги мне провести похороны и поговорить с дочкой. Один я не смогу. Я совершенно разбит.
- Конечно.
Саша восприняла известие о cмepти матери на удивление спокойно - она даже не плакала, только грустно вздыхала.
- Мне жалко маму, - сказала она. - Но она была непутевая. Мы же просили ее не пить! Зачем она это делала?
- Я не знаю, малыш, - вздохнула Марина. - Люди порой совершают странные поступки.
- А ты теперь позаботишься о нас? - спросила девочка. - Мы с папой совсем одни остались.
- Конечно, - грустно улыбнулась Марина. - Куда ж я денусь?
- Когда я в тот раз тебе звонила, я так и думала, что если с мамой что-то случится, то ты будешь рядом. Правда же?
- Да. Я буду рядом, - решительно сказала Марина.
- А можно прийти к тебе поиграть с Фунтиком?
- Обязательно!
С тех пор Марина часто общалась и с Сашей, и с ее папой. Из уважения к покойной супруге Назар выдержал положенный срок траура, а затем предложил Марине стать частью их семьи. Он не испытывал к ней безумной страсти до потери рассудка - он видел в ней молодую, красивую, порядочную, честную и надежную женщину, которая очень любит Сашу, и Саша любит ее . Конечно, не как настоящую мать, но Марина с девочкой всегда были очень близки, а после смерти Ольги стали практически родными. И она заботилась о ребенке намного лучше и ответственнее, чем покойная супруга. Назар часто ловил себя на мысли, что только с Мариной он наконец-то понял, что такое настоящая счастливая семейная жизнь.
Так прошло несколько лет. Когда вся семья была на отдыхе, Назар и Марина решили сообщить Саше важные новости.
- Дочь, - сказал Назар, - скоро у тебя появится младший брат или сестра.
- Правда?! - обрадовалась девочка. - Я всегда мечтала!
- Ну вот и хорошо, - улыбнулась Марина.
- Раз такое дело, - сказала Саша, - я теперь должна называть тебя мамой. А то странно получится: Денис будет звать тебя "мама", а я - "Марина".
- А почему именно Денис?
- Я почему-то в этом уверена, - серьезно ответила Саша. - А что? По-моему, хорошее имя.
- Замечательное! - хором сказали Назар и Марина.