Представьте, мы заходим в советскую квартиру, а попадаем в галерею искусств с антикварной мебелью в стиле ампир, с картинами знаменитых русских художников. Перед нами полотна Айвазовского, Верещагина, Поленова, Нестерова, Коровина — и все это висит в интерьерах квартиры, над массивными шкафами с бронзовыми лампами. Представили? Мы оказались в квартире Николая Голованова, великого дирижера и страстного коллекционера.
Мы в доме артистов Большого театра в Брюсовом переулке. Дом построили в 1935 году, в его проектировании участвовал известный архитектор Алексей Щусев. Дирижёр Николай Голованов был инициатором строительства и возглавлял жилищный кооператив. Здесь он прожил 18 лет до конца своих дней. У каждой квартиры в доме была индивидуальная планировка, но их объединяли сосновые двери, мраморные подоконники, дубовый паркет и лепнина.
Сейчас дом частный, но квартиру Николая Голованова еще в 1969 году превратили в музей. Обстановка квартиры при жизни музыканта выглядела по-другому, хотя в ней сохранились подлинные предметы. Стены комнат буквально усыпали картины и иконы. В комментариях вы найдете фотографии дирижера в интерьерах квартиры и увидите разницу. Николай Голованов собрал более 1000 картин, но в фонде музея осталась только четверть.
Любопытно, что великий дирижер, лауреат четырех Сталинских премий, был глубоко верующим человеком и держал дома иконы даже в годы гонений. При создании музея большую их часть передали в Третьяковскую галерею, как и некоторые живописные полотна, например, "Тихую обитель" Исаака Левитана. Николай Голованов всю жизнь хранил и удостоверение, подписанное великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо-Мариинской обители, где музыкант в молодости руководил церковным хором.
Там дирижёр познакомился с Михаилом Нестеровым. Художник расписывал Покровский собор Марфо-Мариинской обители, а много лет спустя, в 1933 году, написал для Николая Голованова копию своей картины "Отцы пустынники и жены непорочны". Её дирижёр заказал на юбилей жены, великой оперной певицы Антонины Неждановой. Она была старше Николая Голованова на 18 лет, но такая разница в возрасте не помешала им провести вместе 32 года до ее смерти.
Сейчас картина Михаила Нестерова висит в гостиной. Эта комната перетекает в кабинет и напоминает зрительный зал со сценой. Не зря музей здесь проводит концерты. Это создает эффект театральности, как и бронзовые накладки на мебели и дверях. Их изготовили по эскизам Ивана Жолтовского, а прибивал сам Николай Голованов. Если вы соберётесь всё это увидеть своими глазами, обязательно позвоните в музей для записи.
Как вам квартира Николая Голованова? Согласитесь, настоящее сокровище!