Написать эту статью меня побудил вопрос читателя канала. Отвечаю статьей, потому что вопрос важен для многих. И я когда-то искал на него ответ.
Что такое "хороший учитель"?
Мы путаем два чуть не противоположных понятия.
Опять покажу это на проверяемом примере, который можно рассматривать и как метафору.
Метафора - это такая штука, сквозь которую можно посмотреть в другую область и увидеть то же самое.
Похоже на цветовой фильтр. Если стекляшка красная - смотришь сквозь нее - и все кругом красное.
Какой спортивный тренер самый лучший?
Задав правильный вопрос, почти немедленно получаешь правильный ответ.
Хороший тренер - не тоже самое, что хороший спортсмен.
Более того.
Много ли вы знаете гениальных тренеров, которые в молодости были гениальными спортсменами? Мне почему-то ни один на ум не приходит. Но, допускаю, что были редчайшие исключения.
- "Хороший тренер" хорошо учит, тренирует, воспитывает хороших спортсменов. Это с одной стороны.
- С другой стороны, трудно представить хорошего тренера, который вообще не знаком с тем видом спорта, в котором тренирует новичков.
- "Почему только новичков?"- спрашиваете?
- "Разве тренер, который тренирует мастеров спорта, поднимает их на уровень олимпийских чемпионов - не тренер?"
Вопрос правильный. И мы подходим ещё к одному, важному для понимания моменту.
Лестница обучения
У меня был этап в развитии, когда я следовал этой ложной идее.
Настоящий учитель - это либо условный Христос, либо Будда. На крайний случай - "какой-нибудь бодхисатва" 😇.
Почему эта идея - ложная?
Проведите мысленный эксперимент, и если ваше эго не зашкаливает, ответьте на два вопроса.
- С какой стати вы решили, что условные Христос или Будда, или даже "какой-нибудь бодхисатва" захотят вас учить? С чего вы взяли, что интересны им как ученик?
- Чему вы смогли бы у них научиться, даже случись, что они согласились бы вас учить?
Возвращаемся к спорту
Да, среди гениальных тренеров есть и такие, кто в прошлом сами были отличными спортсменами. (Хотя таких буквально единицы).
Но тренируют-то они НЕ новичков, а тех, кто уже подобрался к уровню, на котором они были незадолго перед тем, как начать тренировать!
Хороший тренер, говоря образно, заполняет разрыв между
- уровнем на котором находится ученик и
- уровнем, на котором находится сам.
Парадокс
Гениальный спортсмен крайне редко понимает почему и как именно он стал гениальным.
Он родился таким ("он очень способный"), поэтому не понимает, что другие родились другими. Такой тренер будет исходить из ложных посылок и тренировать новичка так, будто тот уже почти мастер.
Другой вариант
Гениального спортсмена, когда он был новичком, тренировал гениальный тренер. Потом он перешел к другому гениальному тренеру, который тренировал спортсменов уровня мастеров. И так далее. Не редкость, а, скорее, правило, - спортсмены за свою карьеру меняют несколько тренеров.
Почти невозможно "заполнить разрыв", когда разрыв слишком велик.
"Я всё понимаю, но мой случай особый"
На словах это понять не так сложно. Особенно, когда все объяснено 😎
А на деле почти каждый из нас считает себя "особенным" и хочет себе в учителя обязательно Будду, или, на худой конец, "какого-нибудь бодхисатву".
В этом проявляется общечеловеческое свойство - жадность, оборотная сторона которой - глупость.
Это не эмоциональная оценка, а констатация факта. Пока мы остаёмся людьми, эти качества остаются с нами. Просто с развитием процентное содержание изменяется.😇
Еще одна метафора
Если я новичок, то мне лучше учиться водить автомобиль не на скоростном "Феррари", а на чем-нибудь поспокойнее.
Конкретно я учился водить автомобиль на "Запорожце", если вы помните такой "автомобиль".
Не нужно объяснять, почему так учиться эффективнее и безопаснее. А безопасность - составляющая эффективности.
Секрет постепенности
Если объединить сказанное одной идеей - то она в заголовке этой главы.
- Нужно шагать достаточно быстро - время человека ограниченно.
- Нужно шагать не слишком быстро, чтобы "не порвать штаны". Даже если вы женщина и носите юбку.
Самая главная опасность в спорте - режим "перетренировки".
Даже я, при своем относительно небольшом спортивном опыте (я не дорос даже до уровня Мастера спорта) однажды побывал в этом состоянии, и наблюдал несколько примеров со стороны.
Примеры были показательные. В негативном смысле. Ребята очень быстро взлетали - как самолет который слишком быстро набирает высоту, "задирает нос" - и столь же стремительно падали.
"Падение" состояло в том, что они не могли расти дальше и даже достигнутый ими же результат не могли повторить.
Выход из состояние перетренировки сложен и требует очень глубоко понимания ситуации.
"Быстро - это медленно, но без остановок" Японская пословица
Как же найти своего учителя?
Вообще-то крайне просто.
- Во-первых попробовать хотя бы умом понять сказанное выше.
- Во-вторых, найти того, кто вызывает доверие. Прямо сейчас вызывает. И делать то, что он советует. Возможно, через несколько лет ситуация изменится. И тогда придется принимать другое решение. Руководствуясь теми же принципами.
Никаких других способов не существует, поверьте.
Единственный другой "способ" - доверять не себе, а рекламе. Не быть мотыльком, летящим на самое яркое. Конец мотылька, чаще всего, известен заранее.
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================