Найти в Дзене

О жадности, глупости и поиске правильного пути

Оглавление

Написать эту статью меня побудил вопрос читателя канала. Отвечаю статьей, потому что вопрос важен для многих. И я когда-то искал на него ответ.

Что такое "хороший учитель"?

Мы путаем два чуть не противоположных понятия.

Опять покажу это на проверяемом примере, который можно рассматривать и как метафору.

Метафора - это такая штука, сквозь которую можно посмотреть в другую область и увидеть то же самое.
Похоже на цветовой фильтр. Если стекляшка красная - смотришь сквозь нее - и все кругом красное.

Какой спортивный тренер самый лучший?

Задав правильный вопрос, почти немедленно получаешь правильный ответ.

Хороший тренер - не тоже самое, что хороший спортсмен.

Более того.

Много ли вы знаете гениальных тренеров, которые в молодости были гениальными спортсменами? Мне почему-то ни один на ум не приходит. Но, допускаю, что были редчайшие исключения.

  • "Хороший тренер" хорошо учит, тренирует, воспитывает хороших спортсменов. Это с одной стороны.
  • С другой стороны, трудно представить хорошего тренера, который вообще не знаком с тем видом спорта, в котором тренирует новичков.

- "Почему только новичков?"- спрашиваете?

- "Разве тренер, который тренирует мастеров спорта, поднимает их на уровень олимпийских чемпионов - не тренер?"

Вопрос правильный. И мы подходим ещё к одному, важному для понимания моменту.

Лестница обучения

У меня был этап в развитии, когда я следовал этой ложной идее.

Настоящий учитель - это либо условный Христос, либо Будда. На крайний случай - "какой-нибудь бодхисатва" 😇.
Почему эта идея - ложная?

Проведите мысленный эксперимент, и если ваше эго не зашкаливает, ответьте на два вопроса.

  1. С какой стати вы решили, что условные Христос или Будда, или даже "какой-нибудь бодхисатва" захотят вас учить? С чего вы взяли, что интересны им как ученик?
  2. Чему вы смогли бы у них научиться, даже случись, что они согласились бы вас учить?

Возвращаемся к спорту

Да, среди гениальных тренеров есть и такие, кто в прошлом сами были отличными спортсменами. (Хотя таких буквально единицы).

Но тренируют-то они НЕ новичков, а тех, кто уже подобрался к уровню, на котором они были незадолго перед тем, как начать тренировать!

Хороший тренер, говоря образно, заполняет разрыв между

  • уровнем на котором находится ученик и
  • уровнем, на котором находится сам.

Парадокс

Гениальный спортсмен крайне редко понимает почему и как именно он стал гениальным.

Он родился таким ("он очень способный"), поэтому не понимает, что другие родились другими. Такой тренер будет исходить из ложных посылок и тренировать новичка так, будто тот уже почти мастер.

Другой вариант

Гениального спортсмена, когда он был новичком, тренировал гениальный тренер. Потом он перешел к другому гениальному тренеру, который тренировал спортсменов уровня мастеров. И так далее. Не редкость, а, скорее, правило, - спортсмены за свою карьеру меняют несколько тренеров.

Почти невозможно "заполнить разрыв", когда разрыв слишком велик.

"Я всё понимаю, но мой случай особый"

Фото из китайского ресторана типа: "съешь сколько захочешь". Показалось к месту. Ведь в таких ресторанах не просто "едят, сколько хотят", но и сам выбирают, что именно хотят. И в следующий визит ваши предпочтения могут измениться
Фото из китайского ресторана типа: "съешь сколько захочешь". Показалось к месту. Ведь в таких ресторанах не просто "едят, сколько хотят", но и сам выбирают, что именно хотят. И в следующий визит ваши предпочтения могут измениться

На словах это понять не так сложно. Особенно, когда все объяснено 😎

А на деле почти каждый из нас считает себя "особенным" и хочет себе в учителя обязательно Будду, или, на худой конец, "какого-нибудь бодхисатву".

В этом проявляется общечеловеческое свойство - жадность, оборотная сторона которой - глупость.

Это не эмоциональная оценка, а констатация факта. Пока мы остаёмся людьми, эти качества остаются с нами. Просто с развитием процентное содержание изменяется.😇

Еще одна метафора

Если я новичок, то мне лучше учиться водить автомобиль не на скоростном "Феррари", а на чем-нибудь поспокойнее.

Конкретно я учился водить автомобиль на "Запорожце", если вы помните такой "автомобиль".

Не нужно объяснять, почему так учиться эффективнее и безопаснее. А безопасность - составляющая эффективности.

Секрет постепенности

Если объединить сказанное одной идеей - то она в заголовке этой главы.

  • Нужно шагать достаточно быстро - время человека ограниченно.
  • Нужно шагать не слишком быстро, чтобы "не порвать штаны". Даже если вы женщина и носите юбку.
Самая главная опасность в спорте - режим "перетренировки".

Даже я, при своем относительно небольшом спортивном опыте (я не дорос даже до уровня Мастера спорта) однажды побывал в этом состоянии, и наблюдал несколько примеров со стороны.

Примеры были показательные. В негативном смысле. Ребята очень быстро взлетали - как самолет который слишком быстро набирает высоту, "задирает нос" - и столь же стремительно падали.

"Падение" состояло в том, что они не могли расти дальше и даже достигнутый ими же результат не могли повторить.

Выход из состояние перетренировки сложен и требует очень глубоко понимания ситуации.

"Быстро - это медленно, но без остановок" Японская пословица

Как же найти своего учителя?

Вообще-то крайне просто.

  1. Во-первых попробовать хотя бы умом понять сказанное выше.
  2. Во-вторых, найти того, кто вызывает доверие. Прямо сейчас вызывает. И делать то, что он советует. Возможно, через несколько лет ситуация изменится. И тогда придется принимать другое решение. Руководствуясь теми же принципами.

Никаких других способов не существует, поверьте.

Единственный другой "способ" - доверять не себе, а рекламе. Не быть мотыльком, летящим на самое яркое. Конец мотылька, чаще всего, известен заранее.

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================