Продолжаем знакомство с транспортной системой Екатеринбурга. В прошлый раз мы поговорили о метро, сегодня же наша цель - автобусный транспорт.
Согласно реестру в городе действует 67 автобусных маршрутов. Часть их обслуживает муниципальный перевозчик ЕМУП "Гортранс", но есть и большое количество частных предприятий.
История
Первые автобусы на улицы Екатеринбурга вышли в 1913 году, но движение не было регулярным. Вторая попытка запуска автобусного движения была осуществлена в 1924 году: автобусы ходили от озера Шарташ в центр, до площади 1905 года и только в летний период. В 1925 году уже было запущено регулярное движение. На первые 2 маршрута вышли автобусы Форд. К 1932 году маршрутов уже стало 4. Но с запуском трамвайного движения все городские маршруты были отменены, а автобусы переведены на пригородные направления.
Восстановление автобусного движение в городе началось только после 1945 года, с началом массового поступления автобусов ЗиС-154 и ЛиАЗ-158. К 1980 году в городе работало уже 44 автобусных маршрута.
В связи с кризисом, нехваткой подвижного состава в 1990-е годы часть маршрутов были переданы частным перевозчиком, куда вышли микроавтобусы. На оставшихся маршрутах "МОАП" эксплуатировал старые автобусы, приобретенные в Европе.
В 2010 году в рамках внедрения электронной транспортной "Екарты" на ее переведены все автобусные маршруты, в том числе и обсуживаемые коммерческими предприятиями.
В 2015 году муниципальное автобусное предприятие "МОАП" присоединено к Трамвайно-троллейбусному управлению в единую организацию - МУП "Гортранс". Начинается реорганизация маршрутной сети с отменой ряда маршрутов. Частные перевозчики обновляют парк за счет покупки автобусов среднего класса - ПАЗ-4234 и т.п. Муниципальный "Гортранс" выпускает на свои маршруты автобусы НефАЗ. В рамках реформы все автобусы должны быть в зеленой окраске.
Маршруты
Как уже говорилось, в городе действует 67 маршрутов. Ряд маршрутов имеют "0" перед номером. Важно, что, например, маршруты 053 и 53 - разные - и трассы у них находятся совсем в разных частях Екатеринбурга. Маршруты с "0" - это пережиток того периода времени, когда коммерческие маршруты не возили льготников. Видимо в ходе реализации транспортной реформы "нулевые" маршруты уйдут в историю и система нумерации придет к единому стандарту.
Большая часть екатеринбургских автобусных маршрутов построена по принципу: из одного конца города в другой, через центр. Есть некоторые маршруты, которые работают сугубо внутри района - в первую очередь на подвоз населения к промышленным предприятиям и соцобъектам. Самый яркие примеры - маршруты № 09 и 053 - внутри района Уралмаш.
После открытия метро "Ботаническая" появилось большое количество маршрутов, которые направлены именно к этой станции метро: № 88, 91, 97. Часть маршрутов вывозят пассажиров из отдаленных поселков к автостанциям, вокзалам, метро.
В аэропорт "Кольцово" из Екатеринбурга можно добраться на 2 маршрутах: № 01 и 65. Оба маршрута начинают движение от железнодорожной станции "Кольцово" и проезжают аэропорт. Маршрут № 01 заканчивает свой маршрут у метро "Ботаническая", а вот его коллега - № 65 следует через центр города к железнодорожному вокзалу.
Большая часть городских маршрутов начинают свою работу около 6:00 и заканчивают около 22:00. Чуть дольше работают маршруты "Гортранса" - они заканчивают работу около 0:00.
Интервалы движения на большей части маршрутов около 15 минут. Самые частоходящие маршруты № 24 - 8 минут, № 37 - 7 минут, Есть маршруты, которые работают с интервалом от 20 минут. Маршруты, ведущие в отдаленные поселки работают по столбовому расписанию.
В итоге, получается, что попасть на автобус можно как на аттракцион - если повезет, то автобус придет сразу, если не повезет, то можно прождать и 7 и 15 минут и дольше.
Подвижной состав
Автобусы работающие на маршрутах, то же разнообразные. У муниципального перевозчика МУП "Гортранс" работают автобусы большого класса. По большей части - это новые зеленые газовые автобусы НефАЗ-5299-40-57. Они все поступили по федеральной программе "Безопасные и качественные дороги" в 2020-2021 годах. Интересная особенность этих автобусов - при подъезде к остановке информатор говорит на улицу - "маршрут №....". Интересное ноу-хау. Будет полезно для слабовидящих пассажиров.
Много в городе и других камазовских автобусов - НефАЗ-5299-20-32 2008-2012 годов постройки. Они конечно уже повидали жизнь и вид их не совсем радостный.
В 2015-2016 годах в город поступали автобусы НефАЗ-5299-40-51 - более современные низкопольные автобусы, кстати то же зеленого цвета.
Практически не осталось на маршрутах высокопольных автобусов НефАЗ-5299-20-22, закупленных в 2007 году. Большая их часть уже отстранена от эксплуатации.
Но кроме НефАЗов в городе есть и другие автобусы. В 2016 году в город поступили газовые автобусы Минского завода МАЗ-203.L65, то же кстати зеленые. Так же на линии работают автобусы МАЗ-203.015 2020 года постройки.
Кроме того, на маршрутах встречаются автобусы НефАЗ-5299-30-32, ГолАЗ-АКА-5225.
У коммерческих перевозчиков то же большое разнообразие техники. Основной вид автобусов - ПАЗ-320402-05. Они работают практически у всех перевозчиков. Года выпуска - 2012-2016. Чуть поменьше автобусов - это высокопольные ПАЗ-320405-04 "Vector Next", бывают даже окрашенные в зеленый цвет.
На маршрутах можно так же встретить полунизкопольные автобусы среднего класса ПАЗ-320405-04 "Vector Next", украинские автобусы малого класса ЧА A09204 и Ataman A09306, павловские высокопольные автобусы среднего класса ПАЗ-4234-04, разные вариации "Векторов" ПАЗ-320414.
В меньших количествах, но на маршрутах все же присутствуют разные вариации микроавтобусов ГАЗ-3221, Нижегородец-22207 и прочая аналогичная техника.
Невзлюбили екатеринбургские коммерсанты низкопольные автобусы среднего класса, на улицах можно встретить только в единичных экземплярах МАЗы-206 и КаВЗ-4239.
Редко, но все же на коммерческие маршруты выходят автобусы большого класса: это и новые МАЗы-103, но и секондхэнд из Европы: автобусы MAN, Mercedes-Benz. Но и их мало среди бешенного количества ПАЗов-3204. При этом, удивительно, но в городе отсутствуют классические ПАЗы-32054.
***
О автобусной системе Екатеринбурга создается двоякое впечатление: с одной стороны на маршрутах работают автобусы большого класса, в том числе совсем новые, а вместе с ними улицы "бороздят" "колхозные" ПАЗики и их аналоги. При этом несовершенство маршрутной сети дает о себе знать одинаковыми номерами маршрутов, большой дублированностью, и как следствие большими интервалами.
При этом, автобусы "Гортранса" оборудованы аудиоинформатором, более современные МАЗы и НефАЗы имеют электронное табло и "бегущую строку", что важно - все включено и работает. Даже коммерческие автобусы останавливаются на всех остановках. В салонах автобусов чисто и тепло, стекла не исцарапаны (в отличие от трамваев).
Отдельный плюс - единая окраска - зеленые автобусы выделяются в городской среде.
В Екатеринбурге давно уже назрела транспортная реформа, в которой автобус должен обновиться, как за счет отказа от ряда маршрутов, полной их перенумерации с отказом от "нулевых" номеров, а так же полной заменой ПАЗов и их падобных на городские автобусы - в первую очередь на большой класс, и только лишь в крайнем случае на средний. Ну не менее важно - приведение интервалов к приемлемым, что бы транспорт был предсказуемым.
На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор о транспорте Екатеринбурга.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Прочитате другие статьти о автобусных системах: