Великая Отечественная война началась летом и к зиме 1941 года обе армии еще не успели пересмотреть конструкцию своих танков. А зима выдалась очень холодной. Экипажи мерзли и им было трудно с полной отдачей выполнять свои боевые задачи. Поэтому бойцам приходилось изыскивать различные возможности для обогрева.
Сложности с отоплением танков
Холода пришли в европейскую часть Советского Союза очень рано. Температура опускалась ниже 30 и даже 40 градусов. Поэтому замерзали не только люди, но и техника, особенно немецкая. Во многом это обеспечило не только провал идеи блицкрига, но и поставило солдат обеих армий в очень сложные условия.
Отопительные системы ни в каких в танках не были предусмотрены. В нашей стране они впервые появились только к 1960 году.
- В Германии их разработали раньше, но тоже лишь к 1944 году. Тогда они уже не создавали перевеса. Причем оснащены обогревательной системой были не все боевые машины, а только самые модернизированные. Немецкое военное производство шло на спад и не могло выпускать столько необходимой вермахту продукции, как прежде. К тому же постоянные бомбардировки наносили ощутимый урон заводам.
У мировых лидеров, к которым относились Англия и Америка, печек в танках также не было. Причем в автомобиле «Форд» обогреватели были установлены уже в 1929 году.
- Важно! Тепло солдатам приходилось обеспечивать своими силами. Для этого они теплее одевались. В целом у советских бойцов зимнее обмундирование было значительно лучше, чем немецев. Поэтому иногда враги раздевали убитых советских солдат, чтобы завладеть их теплой одеждой.
Другим способом обогрева было включение двигателя и использование идущего от него тепла.
- Немецкие солдаты просверливали загородки моторного отделения и пропускали туда шланг, который и подавал тепло внутрь кабины.
И те, и другие также часто помещали внутрь машины ведро с тлеющими угольками.
Советские солдаты
Русские танкисты выкапывали под машинами углубления, куда ставили печь. Орудие укрывалось брезентовой накидкой, а труба выводила продукты сгорания. Таким манером можно было быстро согреться и даже переночевать. К тому же танк быстрее заводился, не успев слишком остыть.
Если остановка была недолгой, то машины так же закутывали брезентом и просто прислонялись к еще неостывшему мотору.
Для обеспечения тепла внутри кабины обычно служили кустарные керосиновые печки.
Немецкая армия
Немцы тоже применяли все перечисленные выше способы обогрева. Чаще всего они, как уже упоминалось, проделывали в стене танка отверстие, через которое шло тепло. Но подобный способ приводил к частому угоранию экипажа.
Немецкие солдаты вспоминали и о том, что обычно брали в кабину керосинки. Уставом запрещалось приносить туда что-либо горючее и даже курить там было запрещено. Но у бойцов стыли руки и они не могли выполнять свою работу.
- Обратите внимание! Трубу в этих условиях было поставить негде, поэтому угар накапливался в кабине и к концу дня немецкие солдаты испытывали явное влияние интоксикации. Внимание у них рассеивалось, они испытывали дурноту и клевали носом.
Из-за недостаточной продуманности системы отопления в танке солдатам приходилось пренебрегать правилами и рисковать собственной жизнью.
- Один из очевидцев событий замечал, что до беды обычно не доходило. И все же, из-за конструктивного недостатка боевых машин людям приходилось ставить под удар и собственное благополучие, и выполнение боевого приказа.