Как всё просто в сказках: вот есть герой и злодей, герой неизменно побеждает и в награду получает главный приз – красавицу-царевну. В русской же литературе нет такого благодушия. И герои как-то не слишком значительные, и поступки не так чтобы героические. Правда, одно остаётся неизменным: подарок судьбы в виде неординарной, красивой, умной женщины всё же возможен. Но вот все ли готовы его принять? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере женских образов романа И.А.Гончарова «Обломов».
Когда Андрей Штольц, давнишний и единственный настоящий друг Ильи Ильича Обломова знакомит его с Ольгой Ильинской (ох, не зря ей дана такая фамилия, судьба её – принадлежать Илье), он и помыслить не мог, что между ними возникнет самое искренне, настоящее чувство. Всё, кажется, должно было их разделять: Ольга молода и свежа, тогда как сам Обломов о себе говорил, что он старый, поношенный кафтан; она много читала и размышляла о прочитанном, а у Обломова страницы книг «покрылись пылью и пожелтели», а в чернильнице жила …испуганная муха. Но самое главное, у Ольги были планы! Причём, планы относительно Ильи Ильича. Нет, она не мечтала околдовать мужчину своими прелестями с целью выскочить за него замуж и пользоваться полученными благами, ей хотелось большего - заставить его измениться: заставить читать книги и газеты, дописать план переустройства имения, поехать за границу – то есть ей очень хотелось стать …Пигмалионом, который оживит Галатею. Правда, комизм ситуации в том, что «Галатее – Обломову» уж тридцать лет с лишком, да и пол неподходящий. Но разве ж такие доводы могут остановить юную деву! Ольга уже представляла, как Илья Ильич « будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Чувствуете размах амбиций? Благословлять её!
«Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным выше».
В чём-то Ольга Ильинская напоминает современных барышень, которые прошли курсы по осмыслению женского предназначения и усвоили одну-единственную роль, на которую они бы смогли согласиться в союзе «мужчина-женщина», - роль вдохновительницы.
Ольге простительны её заблуждения хотя бы потому, что она еще совсем молода ( Штольц порой относился к ней как к ребёнку, и её это нисколько не огорчало), а вот Штольца, который, по сути, сподвиг её на этот путь, нельзя простить. Уж ему ли, этой эгоистической мускулинной натуре не знать, что все попытки переделать мужчину обернутся крахом.
Что же до Обломова, то и его понять можно: еще с ранних лет он мечтал о невозможной красавице, сказочной царевне Милитрисе Кирбитьевне. Но для него она была олицетворением той жизни, которая возможна только в сказках: та сторона, где только и делают, что гуляют, не зная печалей и забот. Видимо, присущий Ольге огонь, её музыкальный талант разожгли в нём, казалось, забытые мечтанья.
И вот встретились два существа, чьи представления о жизни так далеки от реальности, причём у каждого своя «сказка». В финале это красивой, но несложившейся истории любви зрелый (всё-таки более десяти лет разницы что-то значат), а потому более прагматичный Обломов говорит Ольге: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего!» В ответ, как мы помним, Ольга отрицательно покачала головой.
Но это только первая часть истории, есть же ещё и вторая…