Ритм жизни, суета и высочайшее эмоциональное напряжение не могут не оказывать воздействие на наш организм. Отсюда вытекает весьма популярный термин, как психосоматика. Смысл психосоматических нарушений в том, что эмоциональные переживания влияют на физическое состояние человека, когда тот испытывает головные боли, боли в спине, груди и др.
Как объясняется эта связь тела и эмоций рассказывает наша игра под названием "Конь и его рыцарь". Это командная игра, с ролевым элементом, в стиле рыцарского романа. Рыцари и их кони охотятся на драконов. У каждого рыцаря и у каждого коня есть своя цель.
Вся игра является метафорой взаимодействия нашего сознания и нашего тела.
● персонаж конь - это тело с его проявлениями
● персонаж рыцарь - сознание
● персонажи драконы - сложные задачи
Игроки делятся на команды (3 команды рыцарей и 3 команды коней) и проходят 3 тура, где выполняют различные задания и ряд действий, как атаковать драконов, грозных соперников. В бою рыцарь с конём действуют в команде. В процессе игры рыцари и кони должны научиться понимать друг друга так, чтобы действовать сообща, вместе прийти к победе и завоевать как можно больше славы. У всех персонажей есть свои особенности и страхи.
Побеждает та команда (рыцарь+конь), которая в результате 3 туров наберёт больше славы.
После игры, как этапе рефлексии, игроками садятся в круг и ведущий задает им следующие вопросы:
- Вопрос к командам рыцарей: Как вы чувствовали себя на месте рыцаря
- Вопрос к командам рыцарей: Понимали ли вы действия своего коня?
- Вопрос к командам коней: Как вы чувствовали себя на месте коня?
- Вопрос к командам коней: Насколько вы понимали действия и замыслы своего рыцаря?
- На что похоже взаимодействие рыцаря и коня, какую метафору оно может передавать?
Ведущий озвучивает, что вся игра является метафорой взаимодействия нашего сознания и нашего тела, где конь - это тело с его проявлениями, рыцарь - сознание, драконы - сложные задачи.
Далее с игроками ведется обсуждение по следующей схеме: телесные симптомы психосоматики, эмоции и способы помощи.
Телесные симптомы психосоматики
Психосоматическим нарушением можно считать ситуацию, когда, человек не добивается того результата, которого мог бы достичь (и который считается “обычным”). Например: ученик выходит к доске, начинает отвечать и у него пропадает голос. Сам человек в таких ситуациях чувствует дискомфорт и испытывает реальную боль. Или например, не просто волнуется перед экзаменами, а страдает от расстройства желудка.
Эмоции
Одной из главных причин психосоматических проявлений считается вытесненная эмоция. Например тревога, страх или гнев. Осознание и проговаривание этих эмоций может облегчить физиологическую реакцию.
Способы помощи
Важна “мягкая” поддержка человека. Можно дать ему выговориться (если он хочет), поделиться с ним своим опытом в похожей ситуации (если он хочет и открыт к диалогу), поддерживать его в попытках преодоления ситуации, акцентируя внимание на том, что уже хорошо получилось.
Наиболее частые пути преодоления ситуации: физиологическое переключение внимания (приседания, управление дыханием), мысленное переключение внимания (сосредоточение на предметах синего цвета: вспомнить десять синих предметов, подсчёт капель на окне), изменение понимания ситуации. (ситуация начинает восприниматься как менее значимая/ответственная, более привычная), тренировка и подготовка к ситуации (прохождение ситуации в более “лёгкой” форме).
В конце игры ведущий подводит итоги, помогает участникам перенести игровой опыт на реальную жизнь, спрашивая на какие жизненные ситуации могло походить то, что происходило в игре. Вместе с ведущим игроки выписывают важные тезисы и делают определенные выводы.
Игра "Конь и его рыцарь" разработана при поддержке Фонда президентских грантов в рамках игрового инклюзивного курса "ПРОчувствуй" и проводится в этом году с педагогами-участниками Школы инклюзивных практик "ПРОчувствуй".