Найти в Дзене
Уральский историк

Зачем в советских фильмах идеализировали белых?

Я уже подмечал интересную деталь в советских фильмах о гражданской войне: в них вооруженные силы западных стран показаны крайне редко. А если и показаны то фоном. Интервенты почти никогда никого не убивают, не пытают, не держат в концлагерях. Хотя в реальности все это было.

Сегодня хочу показать ещё на одну странность: белые в советских кинофильмах представлены, зачастую, намного лучше, чем они были в реальности.

Вот знаменитый советский фильм о гражданской войне «Адъютант его превосходительства».

Посмотрите на лицо актера!

Предки Владислава Стржельчика, как и предки Май-Маевского были выходцами из Польши.  Но Владислав Стржельчик, постоянно игравший "превосходительств" был сыном питерского инженера.
Предки Владислава Стржельчика, как и предки Май-Маевского были выходцами из Польши. Но Владислав Стржельчик, постоянно игравший "превосходительств" был сыном питерского инженера.

Это Владислав Стржельчик, играющий Владимира Зеноновича Ковалевского, генерал-лейтенант, командующего Добровольческой армией.

Это лицо интеллектуала. Да и в фильме Владимир Зенонович ведет себя как интеллигентный человек. Даже несколько излишне чувствительный, что военным не всегда свойственно. То есть, подобран актер с приятной, вызывающей расположение внешностью.

Прототипом Ковалевского был реальный генерал белой армии Владимир Зенонович Май-Маевский.

Вот как он выглядел в действительности.

Реальный Май-Маевский был потомственным дворянином и имел проблемы с алкоголем, что ясно читается на его лице.
Реальный Май-Маевский был потомственным дворянином и имел проблемы с алкоголем, что ясно читается на его лице.

В кино каждый образ, каждое лицо соответствует замыслу режиссера. Вот, например, как выглядит И.В. Сталин в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

Нынешние режиссеры показывают красных вот такими. "Сталин" в фильме Н. Михалкова "Утомленные солнцем"
Нынешние режиссеры показывают красных вот такими. "Сталин" в фильме Н. Михалкова "Утомленные солнцем"

То есть, нынешние режиссеры снимают красных уродами и внешне и внутренне. Советские режиссеры массово белых приукрашивали! Зачем?

Например, если сын Сталина Василий злоупотреблял алкоголем, то эта его проблема в современном фильме будет торчать на видном месте от начала и до конца.

Кадр из фильма "Сын отца народов". Непрерывно бухает.
Кадр из фильма "Сын отца народов". Непрерывно бухает.

Генерал Май-Маевский тоже злоупотреблял алкоголем. В реальности. А в фильме?

В правдивом фильме в руках у "генерала" был бы граненый стакан с самогоном
В правдивом фильме в руках у "генерала" был бы граненый стакан с самогоном

Что там у киношного Май-Маевского в руках? Самогон, водка? Нет чаёк в подстаканнике!

К сожалению, ответа на вопрос почему советский кинематограф не чернил, а наоборот, лакировал представителей белого движения, я пока не нашел. А вы что думаете?