Один из самых значительных трактатов по музыкознанию в России был написан человеком, закончившим Виленскую иезуитскую академию. Николай Павлович Дилецкий (1630-1681)- родился в Киеве, с 1678 года жил в Москве, в доме диакона Иоанникий Коренева. Коренев - и вовсе один из основоположников российский музыкальной эстетики, его трактат "Мусикия" - содержит в себе осмысление музыки именно как философской науки - .«согласное художество и преизящное гласовом разделение» — гармоническое искусство и художественное разделение звуков, «вторая философия и грамматика»
Кроме того, Дилецкий создавал и музыкальные произведения, в основном, это были партесные ( многоголосные) концерты на богослужебные тексты. Многоголосие европейского, скорее даже итальянского, концертного типа - и вовсе новшество на Руси. Именно Дилецкий внес ясность в понимание лада - как особого музыкального "настроения"- мажорного, минорного или "смешанного". Трактат развил теорию кадансов и вообще- структурировал форму, которая - необходимо -должна иметь начало, середину и конец.
Также партесные сочинения обладали новым принципом контрастности, чередования ансамбля голосов и солирующих партий. Всё это создавало особую игру света и тени, которые позволили вывести сочинение музыки на совершенно новый уровень.