Найти тему
Трещинки желтого дома

Грех - это потеря контакта с собственной глубиной, - заметил в проповеди митрополит Антоний Сурожский.

Разные определения есть у греха. Мне больше нравится определение профессора Осипова: грех - это рана, которую мы наносим своей душе.

Значит, следствие греха - болезни. Телесные, душевные, духовные.

Но человечество живет давно. Ощущения притупились. Появились новые поколения людей, не чувствующих ни своей, ни чужой боли. Такие мифологические существа - новейшие люди - ихтиандры, научившиеся дышать через жабры в безвоздушном пространстве. Глубоководные рыбы-люди.

Борьба добра со злом. Яндекс-картинка.
Борьба добра со злом. Яндекс-картинка.

Давайте пофантазируем.

Что случилось бы с нашим земным шариком, если бы открылась безграничная свобода у людей воплощать все задуманное? Как в фантастических романах. Появилась крепкая мысль-желание, прошептал что-нибудь, выдернул волосок из бородки...Или просто ущипнул себя и - желание моментально реализовалось. Не свобода ли это полнейшая? Страшно подумать, что произошло бы в первую же минуту такой свободы. Наверное, меж двух крайностей творилась бы гигантская битва добра и зла. Но кто-нибудь в одно мгновение наш земной шарик взрывал бы на осколки, кто-то мгновенно собирал.

Это безграничная свобода.

Читал, что когда в Америке на какое-то время пропало электричество в крупном мегаполисе, и люди остались один на один с темнотой в буквальном смысле слова, многие бросились разворовывать прилавки. Темнота вскрыла сущность желаний.

Я не в осуждение. Попробуйте посидеть в темноте какое-то время. В темноте и одиночестве. Всегда ли откроются только честные, светлые, сильные мысли? Так, ради эксперимента над собой.

Помню видел картинку-мем: время поста, сидит молодая женщина, справа от нее - образы мыслей благочестивых, слева - образы совсем неблагочестивые. Думаете, какое "облако памяти" больше? Догадаться не трудно.

Итак, о свободе безмерной и о грехе.

"Невежественная свобода приводит к рабству" - коротко, сильно, значительно сказал преподобный Исаак Сирин.

В начале 90-х я работал физруком в школе. Помню, зашла стайка приятных молодых людей. Аккуратно и хорошо одетых.

Подтянутые, спортивные (на это я обратил сразу как физрук), расположились в учительской (по договоренности с директором школы) и стали раскладывать какие-то приглашения на встречи.

Глаза у них были странные. Чистые, но какие-то холодные.

Я заговорил с ними о предмете их визита. Оказалось - тема важная для подростков: сохранение психического и физического здоровья. Последнее - прямо для предмета физической культуры.

Поразила меня, кроме всего прочего, одна вещь. Молодой человек на мой вопрос об отношении ко греху и покаянию ответил, жестко и твердо глядя в глаза: "Не должно быть у психически здорового человека никакого отношения ко греху. Потому что никакого греха нет. Не существует. Ты сам регулируешь свою деятельность так, чтобы она давала тебе полноценную жизнь".

Я не знаю, из какой они были секты, но они заявили по сути чудовищную идею: нет никакого греха, нет никакого покаяния.

Спустя время я понимаю в полной мере слова митрополита Антония Сурожского. Мы делаемся нечуткими ко греху и это единственное несчастье нашей жизни. В самом деле, если бы люди были чуткими к ранам, наносимым самой душе, если бы, в конце концов, умели бы рефлексировать над словами, поступками, - скольких бед мы могли бы избежать!

Если грех понимать как нездоровое действие в отношении души, а совесть как инструмент, который стоит на страже всякого произвола, то все в нашей жизни было бы хорошо.

Недавно слушал интервью с известной ученой, доктором наук Татьяной Черниговской. На вопрос о том, почему люди в массе своей стали такими бессердечными, она ответила, что это реальные последствия пережитой патологии. По ее убеждению, вирЕус так хитро "промыл мозги" - в прямом смысле - прошелся по сосудам головного мозга, что почти все люди слегка поглупели.

Насчет слегка я бы поостерегся. Не слегка. Глубоко не слегка. Отупели мы, братья, дальше некуда.

Но я зацепился за эту мысль как за соломинку. Почему? Чтобы не разочароваться окончательно. Мне проще думать, что бессердечие наше обусловлено каким-нибудь вирЕусом, а не дьявольскими кознями. Ну, есть же поговорка, что на безумцев не обижаются.

Понимаю, что пытаюсь утешить себя иллюзией. И люди в самом деле перестают чувствовать и скорбеть о грехах. При этом могут регулярно ходить в церковь, перечислять грехи под фартучком у батюшек, но не переживать грех. Как это? По себе знаю. Умом понимаешь, что поступаешь не хорошо, а сердце не откликается.

Один мой знакомый священник советовал исповедовать только то, что имеет в душе отклик. Иначе - лицемерие, которого не принимает Бог.

Что делать? Другим рецепт не дам. У каждого свой он - путь к миру души.

Я же утро начинаю с одного и того же. Час прогулки с молитвой мытаря. Будь только милостив ко мне, грешному. Будь милостив ко мне, теряющему чувство греха. Будь милостив ко мне, перестающему краснеть там, где нужно стыдиться.

Не знаю, знакомо ли вам такое...