Необычайно повезло съемочной группе телеканала RT, которая приехала 14 января 2023 года снимать большой сюжет для передачи «Искусство жить» о выставке «СССР 100», организованной Союзом художников России, советском периоде развития самого СХР и советском искусстве как особом культурном явлении и историческом феномене.
Трехчасовую экскурсию по экспозиции провел сам Владимир Петрович Сысоев, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии художеств (отделение искусствознания и художественной критики), профессор, ветеран труда, секретарь по искусствоведению Союза художников России, действительный член Санкт-Петербургской Петровской академии наук и искусств; обладатель медалей: в память «850-летия Москвы», имени В.И. Сурикова, Санкт-Петербургской Петровской академии наук и искусств «За верность России», серебряной медали Академии художеств СССР, золотой медали Академии художеств СССР. Но о наградах, регалиях, научных статусах и степенях скромный и благородный Владимир Петрович предпочитает не распространяться и относится с долей юмора к тому факту, что многие коллеги называют его гениальным.
В.П.Сысоев родился 14 июля 1944 года в Москве в творческой интеллигентной семье. Его папа Петр Матвеевич Сысоев - искусствовед, редактор отдела искусства журнала «Новый мир», главный редактор издательства «Детская литература», ответственный редактор журнала «Юный художник», главный редактор и директор издательства «Искусство», начальник главного управления изобразительных искусств Комитета по делам искусств при СНК/Совете Министров СССР, действительный член АХ СССР, академик-секретарь, главный учёный секретарь Президиума АХ СССР, советник Президиума АХ СССР. Он не хотел, чтобы сын пошел по его стопам и получил в наследство его врагов, что было неизбежно, как считал Петр Матвеевич. Однако сын и судьба оказались настойчивее. Владимир Петрович стал великим искусствоведом современности, международно признанным. Кстати, однажды в дубовой аллее абрамцевского парка около знаменитой «Избушки на курьих ножках», построенной в 1883 году по проекту В.М.Васнецова, Владимир, будучи ребенком, встретил Грабаря (который работал тогда заместителем его отца) и смело вступил с ним в полемику. Тогда Игорь Эммануилович заключил: «Точно станет искусствоведом».
Научные труды В.П.Сысоева, посвященные творчеству Александру Дейнеке, Алексею Грицаю, Виктору Иванову, Илье Репину, Валентину Сидорову, сами по себе являются произведениями литературного искусства. Автор считает, что некоторым современным мастерам, к сожалению, не хватает глубины, содержательного смысла, духовности и поэтичности, которых было предостаточно во время Советского Союза. И это не их вина. Они, скорее, заложники сегодняшнего общества потребления, когда в центр поставлены денежные отношения и коммерция.
Владимир Петрович вспомнил, как однажды отправился с папой в гости к легендарному живописцу, мастеру пейзажа, сценографу К.Ф.Юону: «У него мастерская как операционная. Стерильная чистота и порядок. Он решил подарить нам этюдик с зимкой, а потом предложил мне самому выбрать понравившийся. Я шустро обошел стеллажи, увидел картину со стаей волков – на нее и указал. Константин Федорович достал мне ее и вручил. А папа потом сказал, что я промахнулся - и надо было «Зимку» брать» (смеется).
Искусство СССР имеет мощную глубокую историю. Революция 1905 года перенесла русскую культуру в ситуацию взрыва, началась творческая борьба между художниками. Наше искусство к 1917 году «пришло» с удивительным набором интересных контрастных явлений. С 1917 наметился период экспериментаторства 20-х годов: художники искали форму для отражения масштаба революции. Были «ничевоки», которые ничего не говорили народу. Авангардисты Кандинский, Малевич стремились донести мысль до сердца и разума человека, но у них не получалось: возникла проблема коммуникации.
Была создана Ассоциация художников революционной России, куда вошли реалисты, начинавшие еще в 19 веке. Их искусство «говорило», оно было понятно большинству. Проводились замечательные выставки, прибавляющие вдохновение, напор, возбуждавшие благородные чувства. В статье про теорию социального реализма Максим Горький сформулировал идеи всенародного демократического искусства, духовного, действенного, отражающего жизнь, мысли, чувства и надежды широких трудовых масс. Он написал о том, что ситуация, возникшая в стране в эпоху индустриализации, и сформирует искусство. «Художники приносили на алтарь человечества все свои силы, веря в важность взаимодействия. Жизнь была аскетичная, но духоподъемная. Лётчики штурмовали небо, ставились трудовые и спортивные рекорды, открывались заводы. И.В.Сталин призывал представителей искусства говорить правду». В.П.Сысоев убежден: в работах настоящих мастеров всегда присутствует сверхматериальное и сверхприродное. Это касается всего мирового искусства. Вот на выставке «СССР 100» можно встретить картины с таинственной смысловой глубиной, которая не лежит на поверхности, а находится в сфере незримого. Мы не видим ее, но чувствуем. Контуры фигур, сочетания красок, пространственные соотношения вдруг начинают вызывать в нас реакции, которые глазом не ухватить.
Владимир Петрович водил нас по залам, переходя от одной картины к другой, и все больше увлекал в удивительный мир путешествий по времени и пространству, историй на тему советского искусства и впечатляющих монологов о художниках, скульпторах и графиках: о своем личном знакомстве с Фиделем Кастро и Александром Лукашенко. Съемочная группа обрастала слушателями из числа случайных посетителей пресс-показа от гениального искусствоведа. В какой-то момент я обнаружила, что за Владимиром Петровичем уже следует вереница человек из тридцати. Все с телефонами, увлеченные, вдохновленные, с неподдельным любопытством ловящие каждое слово, шутку, метафору профессора.
Секретарь по искусствоведению Союза художников России упомянул о потрясающей советской школе пейзажа, одним из ярких представителей которой заслуженно считается «пейзажист настроения» Исаак Ильич Левитан. «Левитан говорил о себе, что он, наверно, бездарный художник. Потому что, выходя с этюдниками на пленэр, он чувствовал присутствие Господа нашего, а передать не мог: сил, формы, средств не хватало. Автор оболгал себя. Посмотрите картину «Над вечным покоем» - какая сильная вещь, навевает... Почитайте лекции А.А.Федорова-Давыдова о Левитане. Сопоставление быстротечности жизни с вечностью и облаками, которые будут всегда, даже когда не станет тебя… Через духовное можно обратиться к вечности, хотя бренность ожидает тебя. Советское искусство человечно. В западном много интересного, но советское «спасает от расчеловечивания», оно поэтическое, серьёзное, многогранное по содержанию. В нем торжествует добро несмотря на то, что зло подстерегает», - произнес В.П.Сысоев, остановившись около лирического пейзажа В.М.Сидорова.
Из лекции Маэстро все присутствовавшие уловили: нет и не может быть плоской схемы оценки советского искусства. Это гигантское явление мирового значения. Еще мы сошлись во мнении, что искусство всегда отвечало на конкретные вопросы бытия. Доказательства тому: Египет. Древняя Греция. Эпоха Ренессанса. Голландский реализм 17 века. И ответы эти были направлены большинству. Идея всенародного демократического искусства жила. Владимир Петрович уточнил, что питерские художники упор делают на рисунок, линейность, а московские – на живописность. А еще раскрыл секрет Ярославской школы живописи, представители которой нашли любопытный формальный ход - подсыпать под краску пшено или опилки. Когда они только появились на выставках - произвели фурор среди зрителей, показавшись чем-то авангардным. Радостные, праздничные, яркие работы. Сейчас уже воспринимаешь спокойно. «Волнуют работы, которые говорят многое, когда на них смотришь. Всегда актуальны произведения искусства и художники с внутренней смысловой емкостью. На форме особенно не проедешься. Сколько ни вглядывайся в черный квадрат – вы в нем ничего не увидите, кроме, разве что, черта с рогами. Это интересно с точки зрения эволюции художественной культуры, но не с точки зрения общения с великим, что может обогатить внутреннее, подправить восприятие действительности. В абстракции нет коммуникативной связи со зрителем. Она кончается на плоскости хоста. Вы можете что угодно выдумывать, но это будет неправда», - резюмировал наш непревзойденный «гид», гуру искусствоведения.
Мы узнали интересные факты биографии и творчества Якова Ромаса, Алексея Жабского, Вячеслава Забелина, Семена Чуйкова (с которым В.П.Сысоев ездил в Италию, дружил), Александра Дейнеки, Виктора Иванова (чьим биографом является Владимир Петрович), Гелия Коржева, Виктора Русанова, Николая Зайцева, Татьяны Федоровой, Валерия Полотнова, Таира Салахова, скульпторов Салавата Щербакова и Андрея Ковальчука (председателя Союза художников России).
«Это мои любимые художники и (в основном) старшие товарищи, которые мне много дали в понимании искусства и не позволяли вилять вправо-влево. Они были монолитные, цельные натуры, очень принципиальные», - с ностальгией и благодарностью вспоминал В.П.Сысоев.
На вопрос о своих любимых творцах Владимир Петрович оживленно стал перечислять: «Это целая обойма. Из мировых: Веронезе, Тициан, Веласкес, Рембрандт, Курбе, Суриков Репин. Там много потрясающих. Я очень люблю Джотто, например. Вообще, я вошел в искусствознание монографиями о Дейнеке. Мы с Александром Александровичем дружили. Я закончил университет (пр. авт. искусствоведческое отделение МГУ) в 1968 году, а диплом написал о Дейнеке. Пошел к нему, отдал и попросил карандашом отметить все, что ему не понравится. А он не каждого в квартиру пускал, кроме девушек (смеется). Пришел забирать рукопись, а он говорит: «Володя, мне так все понравилось! Как ты словами можешь так совпасть со стилем моих картин! Но почему ты ничего не сказал о моей негритянской теме? Я ему: «Всего не охватишь. Потом обязательно напишу». Так вот… Намечалась выставка к его 70-летию в 1979 году. Он три дня не дожил до нее. Статью в каталог президиум поручил подготовить Вере Робертовне Герценберг (пр. авт. советский историк искусства, публицист, кандидат искусствоведения). А Дейнека, который был членом президиума, сказал: «Володя будет писать». Он открыл мне зеленый свет. Все издательства после этой публикации были готовы сотрудничать со мной.
Владимир Петрович Сысоев, сохраняющий бодрость духа, гибкость ума, широту взглядов (и это касается не только сферы культуры и искусства!), энтузиазм в свои 79 лет с воодушевлением и надеждой признался: «Если бы я был царем, издал указ о создании Музея советского искусства во всей красе, чтобы представить все то, что было - тысячи и тысячи великолепных работ, шедевров, от которых ломятся запасники».
Хочу пожелать В.П.Сысоеву долгих лет здоровой и увлекательной жизни, к которой он привык и сам выстроил благодаря таланту, трудолюбию и умению дружить. Пусть ваша мечта осуществится - и такой музей будет создан в России. А мы придем в него первыми, чтобы увидеть там Вас и послушать незабываемые лекции о великих авторах, перевернувших сознание миллионов и сделавших мир чуточку лучше.
P.S. Выход программы "Искусство жить" на спутниковом телеканале RT Arabic ( и на сайте) состоится в феврале 2023
Карина Погосова