В свой «Атлас профессий будущего» ВШЭ уже несколько лет включает профессию «Райтер» (именно в этой формулировке).
Если верить справочнику, этот специалист «пишет на заказ оригинальные художественные и нехудожественные тексты в разных жанрах (роман, рассказ, биография, научно-популярная статья/книга, лонгрид)».
Работа райтера — создание оригинального, профессионально написанного сочинения, рассчитанного на конкретную читательскую аудиторию и востребованного на рынке.
Задачи райтера
Вот, какие задачи ставит перед райтером рынок:
- освоение концепций медиа и подготовка текстов в соответствии с требованиями жанра;
- подбор информации из различных источников при подготовке текстов;
- коммуникация с представителями литературных институций в России и за рубежом;
- критический анализ текстов в историко-лингвистическом, историко-литературном, социокультурном и других контекстах;
- обеспечение проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа и культурного менеджмента необходимыми документами (экспертными заключениями, аналитическими материалами и т.п.
Указано также, что райтеры часто выступает в роли корреспондента, обозревателя, редактора, сценариста сериала, фильма или компьютерной игры, куратора проекта, спичрайтера, преподавателя, копирайтера.
Современные технологии создают у потребителей привычку к фрагментарному мышлению, текст все чаще вытесняется визуальным рядом. Эти факторы делают специалистов, способных создавать качественные тексты на русском языке более востребованными и даже уникальными.
Медиарынок при этом растет и потребность в райтерах будет только увеличиваться со временем.
Драйверы успеха:
- – усиление конкуренции в медиасфере, связанное с цифровизацией;
- формирование экономики внимания в связи с перепроизводством информации;
- рост требований к качеству текстового контента;
- рост медиаресурсов и их потребности в уникальных текстах.
Барьеры в работе райтера
Специалисты ВШЭ выделяют следующие изменения, которые будут в перспективе влиять на востребованность райтеров:
- глобализация медиарынка и сужение сферы влияния русского языка;
- перспективы применения искусственного интеллекта для автоматизированного создания текстов.
Компетенции райтера
Кроме того, в справочнике выделены ключевые компетенции райтеров:
- знание техник создания выразительного текста, способного удерживать внимание читателя;
- способность придумывать и разрабатывать художественные сюжеты, характеры героев, рассказывать истории для разных медиа (сторителлинг);
- широкий кругозор, эрудиция;
- умение выделять и анализировать структуру и составляющие повествования;
- знание особенностей функционирования современного книжного рынка и издательского бизнеса, основных литературных институций.
Заметьте, что, несмотря на цифровизацию и соответствующую ей терминологию, ВШЭ не отрывает райтера от проблематики бумажного книгоиздательства. Книги становятся элитарным каналом распространения информации — они не только дорого стоят, но и требуют пространства для хранения, то есть владения лишними квадрантными метрами. Райтеры будущего точно должны быть книжниками — помогать успешным людям как писать книги, так и владеть ими.
Постепенно райтеры превратятся в своего рода хранителей текстов, а значит — и национальной культуры, и многих других важнейших вещей. В будущем все будут знать, кто такой райтер. С этой точки зрения райтер — безусловно профессия будущего.