Найти тему

Кто такой райтер и чем он занимается?

Оглавление

В свой «Атлас профессий будущего» ВШЭ уже несколько лет включает профессию «Райтер» (именно в этой формулировке).

Если верить справочнику, этот специалист «пишет на заказ оригинальные художественные и нехудожественные тексты в разных жанрах (роман, рассказ, биография, научно-популярная статья/книга, лонгрид)».

Работа райтера — создание оригинального, профессионально написанного сочинения, рассчитанного на конкретную читательскую аудиторию и востребованного на рынке.

Задачи райтера

Вот, какие задачи ставит перед райтером рынок:

  • освоение концепций медиа и подготовка текстов в соответствии с требованиями жанра;
  • подбор информации из различных источников при подготовке текстов;
  • коммуникация с представителями литературных институций в России и за рубежом;
  • критический анализ текстов в историко-лингвистическом, историко-литературном, социокультурном и других контекстах;
  • обеспечение проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа и культурного менеджмента необходимыми документами (экспертными заключениями, аналитическими материалами и т.п.

Указано также, что райтеры часто выступает в роли корреспондента, обозревателя, редактора, сценариста сериала, фильма или компьютерной игры, куратора проекта, спичрайтера, преподавателя, копирайтера.

Современные технологии создают у потребителей привычку к фрагментарному мышлению, текст все чаще вытесняется визуальным рядом. Эти факторы делают специалистов, способных создавать качественные тексты на русском языке более востребованными и даже уникальными.

Медиарынок при этом растет и потребность в райтерах будет только увеличиваться со временем.

Драйверы успеха:

  • – усиление конкуренции в медиасфере, связанное с цифровизацией;
  • формирование экономики внимания в связи с перепроизводством информации;
  • рост требований к качеству текстового контента;
  • рост медиаресурсов и их потребности в уникальных текстах.

Барьеры в работе райтера

Специалисты ВШЭ выделяют следующие изменения, которые будут в перспективе влиять на востребованность райтеров:

  • глобализация медиарынка и сужение сферы влияния русского языка;
  • перспективы применения искусственного интеллекта для автоматизированного создания текстов.

Компетенции райтера

Кроме того, в справочнике выделены ключевые компетенции райтеров:

  • знание техник создания выразительного текста, способного удерживать внимание читателя;
  • способность придумывать и разрабатывать художественные сюжеты, характеры героев, рассказывать истории для разных медиа (сторителлинг);
  • широкий кругозор, эрудиция;
  • умение выделять и анализировать структуру и составляющие повествования;
  • знание особенностей функционирования современного книжного рынка и издательского бизнеса, основных литературных институций.

Заметьте, что, несмотря на цифровизацию и соответствующую ей терминологию, ВШЭ не отрывает райтера от проблематики бумажного книгоиздательства. Книги становятся элитарным каналом распространения информации — они не только дорого стоят, но и требуют пространства для хранения, то есть владения лишними квадрантными метрами. Райтеры будущего точно должны быть книжниками — помогать успешным людям как писать книги, так и владеть ими.

Постепенно райтеры превратятся в своего рода хранителей текстов, а значит — и национальной культуры, и многих других важнейших вещей. В будущем все будут знать, кто такой райтер. С этой точки зрения райтер — безусловно профессия будущего.