Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Если вы заметили, что ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы. Необходимо развивать речевое дыхание. Мальчишки любят тайны. Создайте для детей эти ситуации. Им интересно находить что-то в песке, в манке, в крупе и т.д. Но уточните для них правила поиска – руками трогать нельзя, только дуть. Предложите инструмент – трубочку. Покажите сам способ действия. И какой интерес у ребят возникает к продолжению «раскопок», когда они увидят уже первый свой «клад».
Любят дети рисовать, лепить, делать аппликацию. Используйте результаты их творчества для развития речевого дыхания. Вложите в файл картинку и пенопласт, нарезанную салфетку, перышки. Заклейте верх файла и дуя через трубочку создайте эффект вьюги или листопада.
Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох. Можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шарами. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.
Как нужно правильно дышать
Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов. Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
· Небольшой вдох через нос. · Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
· Выдох производится до конца. · После каждого выдоха берется пауза (2-3 секунды).
Мария Анатольевна