Рассказ "Сын полицая", часть 8.
Мишка был увлечён поиском родственников тех бойцов, чью могилу они с одноклассниками привели в порядок. Историку удалось узнать, какая воинская часть стояла возле белорусской деревни в то время, когда дед Минай похоронил солдат.
Надо было связаться с родственниками тех бойцов, которые пропали без вести. Для этого нужны были адреса. На всё требовалось время.
Поиски продвигались медленно, а Мишке не терпелось. Он поторапливал Дмитрия Владимировича, но учитель постоянно говорил:
-Миша, я же не могу заниматься только этим делом. Мне и уроки надо проводить, и с поисковой работой заниматься, и.... много ещё всего. Мы же ищем родственников. Я подключил своих однокурсников. Найдём, но на это потребуется много времени.
-Я Вас понял. Уже и Новый год прошёл, и 8-ое Марта, не за горами День Победы, а мы всё ищем ,- расстроился Миша. Он обиделся. Ему, как и другим ученикам, было известно, почему Дмитрий Владимирович не спешит. Он влюбился в новую учительницу, которая пришла работать вместо опытного педагога.
***
Перед Новым годом ушёл на пенсию учитель математики Пётр Фёдорович. Дети его не просто уважали. Они с открытыми ртами ловили каждое слово знающего учителя. Он так объяснял новую тему, что не понять её было нельзя. А Мише, который всё схватывал на лету, учитель давал индивидуальные задания.
Когда дети узнали, что Пётр Фёдорович уходит на пенсию и уезжает к дочери в какой-то далёкий город, начали уговаривать его, просили остаться. Он только улыбался:
-С радостью бы остался, нравится мне здесь, и с вами, озорники, заниматься мне тоже интересно. Но так сложились обстоятельства. Я нужен сейчас своей дочери. А к вам придёт новый учитель. Надеюсь, что вы и дальше будете с усердием изучать математику, потому что она....
-Она в порядок ум приводит, - продолжили дети известное выражение, которое Пётр Фёдорович повторял очень часто.
-Молодцы. А кто это сказал?
-Ломоносов! - Миша нашёлся первый.
-Правильно, Михаил, - похвалил способного ученика Пётр Фёдорович. После урока он подозвал Мишу к себе и протянул ему задачник.
-Это мне? -спросил Миша.
-Конечно. Ты способный. Здесь интересные задачки собраны. Тебе понравится.
-Спасибо. А Вы, пожалуйста, распишитесь, если можно, чтобы память была.
Пётр Фёдорович засмеялся и не просто расписался, а оставил Мише пожелание. Написал, чтобы "способный ученик выбрал свою дорогу в жизни и шёл по ней, преодолевая трудности и добиваясь всех поставленных целей".
Мишка первое время даже под подушку клал эту книгу, не хотел с ней расставаться. Лизавета подумала, то сын что-то задумал.
-Зачем тебе сборник задач в кровати? Тебе дня мало для занятий?
-Мамка, это память. Если хочешь, покажу, какие мне Пётр Фёдорович слова написал. Хотя могу сам сказать, я их наизусть выучил.
-Лучше сам скажи, я без очков плохо вижу.
Когда Миша гордо произнёс пожелание учителя математики, Лизавета согласилась с педагогом:
-Как хорошо он сказал. Свою дорогу найти надо. И идти по ней. Ты чаще повторяй эти слова. Учителя умные, они знают, что говорят. Я только 4 класса окончила и работать пошла. А ты учись, сынок, и правильный путь в жизни выбери. А я молиться за тебя буду.
-Спокойной ночи, мама!
-Добрых снов!
***
Новой математичке дети сразу дали прозвище - Краля, потому что была она вся такая утончённая и манерная.
-У нас в деревне таких красивых нет, - сказал Сергей Мишке, когда новая учительница с ними знакомилась.
-И имени такого ни у кого нет. Октябрина - прямо месяц, а не имя, - поддержал друга Миша. Позже историк объяснил детям, что такими именами начали называть девочек после революции.
Ученики сразу заметили, что между Дмитрием Владимировичем и Октябриной Ильиничной что-то "не то". Историк краснел, когда она к нему подходила, становился похож на неуверенного ученика. Это ребят забавляло. Но потом стало раздражать, потому что Дмитрий Владимирович забыл о поиске родственников бойцов. А Октябрина ходила по школе так, словно была директором. Но главное было не это. Учительница совсем не объясняла новые темы.
-Открываем книгу и читаем правило, а потом приступаем к решению примеров, говорила она, а сама смотрела в окно.
Очень скоро пятиклассникам это надоело, и они попробовали возмущаться. Правда, пытались поговорить с учительницей по-доброму. В деревне родители отзывались об учителях только добрыми словами. И дети это впитали. Поэтому не возмущались, а тихо шептались между собой:
-Мне не понятно.
-И мне.
-Надо, чтобы объяснили нам тему.
Мишка решился все претензии высказать вслух:
-Вы бы нам объяснили сначала, а потом бы мы решали. Сложная тема. Пожалуйста.
-Читать надо внимательно, - медленно, делая акцент на каждом слове, произнесла Октябрина Ильинична. - Знания надо добывать самостоятельно. Тогда весь материал запомнится на всю жизнь.
Мишка состроил недовольную мину и прошептал: "Добывать самостоятельно. Это что уголь, что ли, чтобы его добывать?" И начал усиленно читать то, что написано в книге. Он разобрался быстро, а другие ученики - нет. А на следующем уроке учительница сказала, что сейчас будет самостоятельная работа. И Мишке пришлось решать примеры и задачи не только себе, но и остальным.
-Как ты думаешь, Октябрина нас "завалить" хочет? - спросил после уроков у Миши Сергей.
-Пока не знаю. Может, просто запугивает, чтобы мы ей на голову не сели.
Но скоро Мишка всё понял. Он никак не мог решить задачу из сборника, который ему подарил Пётр Фёдорович. И решил обратиться к Октябрине Ильиничне. Она посмотрела в книгу, потом что-то записала на листке. А затем раздражённо сказала:
-Не до тебя мне сейчас. Разбирайся сам.
-Значит, Вы тоже не можете решить эту задачу? - Миша просто спросил, не собираясь обижать учительницу. Но она поняла его слова по-своему.
-Наглец! Ты меня ещё смеешь обвинять? Сделаю так, что ты на второй год останешься, понятно?
-Я учусь хорошо, мне второй год не светит, - ответил Миша.
-Как ты с учителем разговариваешь? Сейчас же к директору!
И Миша выслушал настоящую лекцию от директора. Вдобавок ко всему, вызвали в школу маму.
Бедной Лизавете пришлось отпроситься с работы. Её отпустили, но пришлось назвать причину. И снова по деревне поползли слухи о том, что Мишка растёт "Федькой номер 2".
Надя, встретив Лизавету у колодца, посочувствовала:
-Говорят, что твой новую учительницу до белого каления довёл. Вот горе-то тебе, Лизавета. На моих ни разу не жаловались. Я их с детства уважать педагогов научила. А твой совсем страх потерял. Бедная ты. Не даёт Мишка твой тебе покоя.
-Стыдно так, - заплакала Лиза. Не знаю, как покажусь в школе. Маруся узнает, так совсем жизни не даст.
В кабинете директора Мишка стоял, опустив голову. Мать сказала, чтобы он помалкивал, пока ему не разрешат говорить. Он так и сделал.
Когда речь произнёс директор, Октябрина Ильинична с надрывом в голосе спросила:
-Вот скажи, скажи, Миша, что я тебе сделала? Чем обидела? Почему ты так ко мне относишься? Кто тебе разрешил мне хамить?
Мишка молчал, чтобы не сказануть лишнего.
-Почему молчишь? Отвечай! - не унималась Октябрина Ильинична. - Что тебе не нравится?
И Мишка ответил:
-Вы мне очень нравитесь. И всем нашим тоже. Такой красивой тёти мы никогда не видели.
Он поднял голову и увидел улыбку на лице Октябрины и директора. Мишка осмелел и выдал:
-Если бы Вы ещё и в математике разбирались, Октябрина Ильинична, Вам бы вообще цены не было!
-Что??? Да как ты смеешь? Я сегодня же увольняюсь! - закричала Октябрина. Мать не сдержалась и дала сыну подзатыльник.
***
Мишка не знал, как дожить до каникул. В школу ходить больше не хотелось. Ему пришлось извиняться перед Октябриной при всём классе. Она его "простила" и перестала замечать. Иногда пугала:
-Останешься на второй год.
Мишка уже ничего не боялся. Ему было всё равно. Он с нетерпением ждал 9 Мая, когда они устроят с ребятами салют.