10 мая 1979 года в аэропорту Сочи готовился к вылету пассажирский Ил-18Д авиакомпании Аэрофлот. Он должен был направиться в Челябинск. На борту находилось 72 пассажира и 7 членов экипажа. Вылет осуществлялся днём. Погода в целом была хорошей. За бортом +24 по Цельсию. Слабый ветер, 5 м/с, не мешал взлёту. Экипаж, как положено, прошёл предполётную подготовку, вывел самолёт на ВПП и начал разбег.
Перед каждым взлётом рассчитывается скорость принятия решения (V1). При её достижении во время разбега должно быть принято одно из двух решений: взлетать или прерывать взлёт. Она рассчитывается таким образом, чтобы в случае какого-либо отказа на скорости меньшей V1, можно было применить экстренное торможение и успеть остановиться в пределах ВПП. Если отказ происходит на скорости большей V1, единственно верным решением будет взлететь и затем произвести посадку.
Во время разбега Ил-18 разогнался до 220 км/ч, что было чуть выше V1. В этот момент штурман обнаружил, что скорость самолёта перестала расти. Он сообщил об этом командиру и тот принял решение прекратить взлёт. До конца ВПП оставалось 1100 метров. Бортмеханик снизил мощность двигателей, но скорость продолжала расти и достигла 250 км/час. Несмотря на применение экстренного торможения, самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся с деревьями. Никто не погиб, но 5 членов экипажа и 10 пассажиров получили ранения.
Как выяснилось в дальнейшем, скорость самолёта перестала расти из-за порыва ветра. Длилось это всего три секунды. Остальные параметры были в норме и взлёту ничего не мешало. Как установила комиссия по расследованию инцидента, никаких рекомендаций для случаев отсутствия роста скорости после достижения скорости принятия решения в руководстве по лётной эксплуатации Ил-18 не было. Между тем, длительный перерыв в полетах при высоких температурах наружного воздуха и особенности аэропорта Сочи оказали влияние на психологическую неподготовленность экипажа в конкретно сложившихся условиях.
Причиной аварии стало поспешное решение командира о прекращении взлета из-за кратковременного отсутствия роста приборной скорости, при фактическом соответствии параметров взлета расчетным данным.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram