Найти в Дзене

Мышление, речь и психотерапия

Профессор Выготский в своем труде ”Мышление и речь” высказывал потрясающую идею о том, что мышление и речь плотно связаны. Они буквально одно и то же. Мышление никак не обнаруживается, кроме как в речи или тексте. Следовательно, как я думаю - я так и говорю, и так моё мышление проявляется. В обратную сторону это тоже работает - если я редактирую свою речь, я упорядочиваю мышление. Это, по сути, и есть психотерапия. Если я цепляюсь к словам как последний лингвист, то я правильно делаю. В этом состоит моя профессия. Поэтому иногда я говорю, что работаю переводчиком - с больного на здоровый.
Я слушаю человека внимательно, каждое его слово. Обращаю внимание на объем речи, на то, как человек удерживается в границах беседы, на всевозможные резонерства, мимоговорения и соскальзывания. Например, речь больного шизофренией достаточно изучена, вы можете послушать её в аудиозаписях или прочитать в текстах профессиональной литературы. Это очень интересно - в ней есть всё вышеперечисленное. Любопыт

Профессор Выготский в своем труде ”Мышление и речь” высказывал потрясающую идею о том, что мышление и речь плотно связаны. Они буквально одно и то же. Мышление никак не обнаруживается, кроме как в речи или тексте. Следовательно, как я думаю - я так и говорю, и так моё мышление проявляется. В обратную сторону это тоже работает - если я редактирую свою речь, я упорядочиваю мышление. Это, по сути, и есть психотерапия. Если я цепляюсь к словам как последний лингвист, то я правильно делаю. В этом состоит моя профессия. Поэтому иногда я говорю, что работаю переводчиком - с больного на здоровый.

Я слушаю человека внимательно, каждое его слово. Обращаю внимание на объем речи, на то, как человек удерживается в границах беседы, на всевозможные резонерства, мимоговорения и соскальзывания. Например, речь больного шизофренией достаточно изучена, вы можете послушать её в аудиозаписях или прочитать в текстах профессиональной литературы. Это очень интересно - в ней есть всё вышеперечисленное. Любопытно, что студенты психологического факультета разговаривают также.

Речь страдающего от невроза и относительно здорового человека тоже изучена, хотя меньше. Здесь есть некоторые опорные точки, на которые стоит обращать внимание. Это объем речи и соотношение объема и смысла. Например, я спрашиваю: “Что такое
это?” А мне в ответ что угодно, кроме того, “что такое это”. Такие ответы могут вызывать раздражение, но на самом деле это полезная информация. Ведь человек так коммуницирует, и, видимо, это характеристики нашего с ним контакта. Возможно, это его привычная защита, а возможно - в голове в самом деле вода и он действительно так мыслит. Быть может, он и хотел бы сократить свою речь до смысла - но тогда ему придется молчать.

Также важна стилистика речи - есть же художественный, публицистический, научный и другие стили. Так вот, стиль речи человека выдает его с головой. Можно понять, из какой деревни парень и на каких морях он побывал. Например, научным стилем часто злоупотребляют коллеги.

Во времена моей учебы в институте Бехтерева бывали такие ситуации. Спрашиваю приятельницу: “Идем обедать?” И она на этот вопрос отвечает сложно. Вместо того, чтобы сказать: “У меня много работы, боюсь, что не успею”, она начинает что-то в духе: “Благодарю за интересный вопрос! Но принимая во внимание данную объективную загруженность и субъективное ощущение дефицита времени необходимо рассмотреть возможность…”

Зачастую студенты действительно так пишут, говорят и думают. Страшное дело. Задаешь простой вопрос и получаешь справку на половину листа ни о чем. Так среда оставляет отпечаток и буквально травму в речи человека.

Продолжим в следующей статье.

#психология #психотерапия #мышление #речь #выготский #психолог