Найти тему
Исторические мелочи

Портрет «военного офицера»

На днях в комментариях на данном канале у меня произошла стычка с одним господином, который обвинил меня в том, что он потратил свое драгоценное время на прочтение моего «пустого» материала, в котором я доказывал очевидные вещи. Под очевидными вещами подразумевалась личность изображенного на портрете. Предположение о том, что, возможно, очевидное для него не является таковым для многих других, почему-то не пришло ему в голову.

В связи с этим, видимо, назрела необходимость в очередной раз объясниться, что мы имеем в лице данного канала, его материалов и их автора. Когда-то я соответствующее предуведомление делал в каждой статье, потом решил, что постоянным читателям это может надоесть, и прекратил. По-видимому, зря.

Итак, хочу уведомить уважаемых читателей, что я не являюсь экспертом в темах, на которые пишу, никогда таковым себя не ощущал и на полагающиеся ему лавры не претендовал. Я ни в малейшей степени не являюсь знатоком антиквариата, не способен оценить стоимость какого-либо предмета и масштаб его представленности на антикварном рынке. Признаюсь при этом, что подобные вещи меня и не интересуют. Я не являюсь искусствоведом, изначально и сознательно не берусь оценивать художественную ценность тех предметов искусства, которые регулярно рассматриваю в материалах. Датировка произведения, авторство, принадлежность художника к той или иной школе интересуют меня ровно в той мере, в какой эти сведения помогают достигать моих действительных целей – по изучению «исторической предметно-бытовой среды», преимущественно в виде мундиров, исторического костюма, наград, регалий и т.п.

Более того, даже в этой сфере я не являюсь профессионалом и экспертом. Канал создавался с преимущественной целью предоставить мне площадку, на которой я мог бы поупражняться в атрибуции исторических портретов, подобно тому, как это делают «настоящие историки» и посмотреть получится ли у меня что-либо в этой области. Если кому-то эти мои экзерсисы интересны – прекрасно! Если кто-то обладает в указанной области бОльшим уровнем компетентности и может подтвердить/подсказать/уточнить/дополнить/опровергнуть, желательно – с аргументами – милости просим! Установление истины мне дороже формирования статуса непогрешимости. Если же то, о чем я пишу, для вас изначально очевидно, по-видимому, просто не нужно читать данный канал.

А теперь к сегодняшней теме. Она, кстати, как раз может претендовать на то, чтобы восприниматься как «доказательство очевидного». Потому что в конце концов оказалось, что портрет, на который я потратил время для идентификации персонажа, и так атрибутирован.

На одном из прошедших аукционов продавался «портрет военного офицера» (military officer, для английского языка это нормальный оборот), датированный XIX в. и отнесенный к британской школе. Вот он

С первого взгляда на портрет очевидно, что, может быть, его автор относится и к английской школе, но изображен на нем вовсе не англичанин. Своеобразное, легко узнаваемое шитье на воротнике позволяет сразу признать в портретируемом человека, служащего в польской армии. На плечах у персонажа генеральские эполеты с, как мне показалось, пустым полем. Почему именно «показалось» - ниже. Пустое поле должно означать чин полного генерала (генерал от инфантерии, кавалерии и т.п.). Среди наград при имеющемся качестве репродукции читаются командорский крест французского ордена Почетного легиона и знак российского ордена Св. Владимира – на шее, а на левой стороне груди – польский орден Virtuti Militari. Наличие у портретируемого одновременно русских и французских наград заставляет предполагать, что на портрете изображен генерал армии Царства Польского 1815-31 гг. или, как называют сами поляки, Королевства Конгрессового, то есть образованного решением Венского конгресса.

Кстати, как-то кто-то в комментариях спрашивал меня, носились ли иностранные награды при перемене международного положения и изменении статуса наградившего государства – из союзников во враги или наоборот. Так вот чинам армии Царства Польского, сувереном которых были российские императоры Александр I, а затем Николай I, разрешалось носить награды, полученные ранее во время службы в войсках Великого княжества Варшавского или Франции, в том числе за участие в сражениях против русских войск.

Решил попробовать установить личность изображенного. Сначала хотел сделать это путем просмотра перечня награжденных командорским крестом ордена Почетного легиона. Однако таковых огромное количество, просмотреть их всех, даже просто пробегая глазами в поисках польских фамилий, крайне затруднительно. Я испугался и отказался от этой идеи)

Тогда решил наудачу попробовать просмотреть перечень представителей командования армии Царства Польского, ведь полный генерал, которого мы, предположительно, имеем на портрете, должен занимать высокий пост в военной иерархии своей страны.

Обратился к польской Википедии. Просмотр представителей высшего командования Войска Польского того периода не принес результатов (впрочем, там и персоналий перечислено, прямо скажем, не много). Решил все же продолжить поиск, уже уровнем ниже – дивизионных командиров – и нашел!

В 1829-31 гг. 1-ой пехотной дивизией армии Царства Польского командовал граф Ян Стефан Круковецкий. Службу он начала в австрийских войсках, затем вступил во французскую армию, потом перешел в армию Великого княжества Варшавского, участвовал в походе на Россию в 1812 г., в 1815 г. стал служить в армии Царства Польского, командовал сначала пехотными бригадами, затем дивизией. В 1830 г. участвовал в польском восстании, занимал пост генерал-губернатора Варшавы, в августе 1831 г. избран главой польского правительства и стал фактическим главнокомандующим польской армии. После поражения восстания находился в ссылке в различных российских городах, затем вернулся в Польшу в поместье жены, где и умер.

Вот его более известный (по крайней мере, мне) портрет

Я.Н. Жилицкий «Портрет Яна Круковецкого»
Я.Н. Жилицкий «Портрет Яна Круковецкого»

В Википедии же нашелся вот такой портрет Круковецкого (по-видимому, фрагмент исходного изображения) который уже не оставляет сомнений в личности изображенного на аукционном портрете

Предположительно, А. Бланк «Ян Круковецкий»
Предположительно, А. Бланк «Ян Круковецкий»

Ну, а ссылка со страницы Википедии вела на польский сайт, где нашелся атрибутированным и подробно аннотированным и сам исходный портрет, причем с репродукцией в более приличном качестве

-4

Аннотация там, как мне кажется, в высшей степени компетентная:

«На портрете Круковецкий изображен в мундире генерал-майора Царства Польского. Награжден Рыцарским крестом ордена Virtuti Militaria 3-й степени, орденом Святого Станислава 2-й степени, командорским крестом ордена Почетного легиона, Королевским орденом Обеих Сицилий и орденом Святого Владимира 3-й степени. С высокой степенью вероятности можно попробовать датировать портрет. Круковецкий получил чин генерал-майора в 1829 году. 3 февраля 1827 г. были введены мундирные правила, согласно которым нашивки на эполетах были заменены на звезды, как мы видим на картине. Две звезды - это чин генерал-майора. Если бы картина была написана позже - в ссылке или после возвращения, то знаки различия были бы другими. 24 января 1831 года Сейм Царства Польского определил, что главнокомандующий имеет право носить на воротнике двойное генеральское шитье, а на эполетах две скрещенные маршальские булавы. Если бы в то время, т.е. после окончания войны, Круковецкий заказал свой портрет, то, вероятно, там были бы знаки главнокомандующего, а не более низкого чина генерал-майора. Поэтому я предполагаю, что портрет был написан между 1829 и концом 1830 года, возможно, сразу после его продвижения по службе»..

И действительно, на приведенном здесь снимке портрета, в отличие от фотографии с аукционного сайта, при увеличении можно разглядеть на эполетах персонажа две звездочки.

Вот так, все уже атрибутировано и при том компетентно.

Более того, когда я написал уже половину материала, вспомнил, что в самом начале даже не проверил, а не находят ли Гугл и Яндекс аукционный портрет поиском по изображениям. Исправил это упущение и выяснил, что находят. И совершенно верно идентифицируют изображенного как Круковецкого.

В общем, перефразируя известную поговорку, победить не удалось, но хоть согрелся.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.