В передаче Экономика на Говорит Москва Михаилу Хазину задали следующий вопрос:
- Здравствуйте. У меня такой вопрос. Еще лет пять назад, проезжая по какой-то автотрассе, я видел на обочине мужика и он лежал с пультом. Я пригляделся. Оказывается, он управляет трактором. Это вот современный такой тракторист. Куда же придёт человечество, когда кругом будут делать автоматы? Что будут делать люди, если человек теперь нужен только для потребления?
Ответ Михаила Хазина:
Я всё-таки обращаю ваше внимание, что когда человек с пультом управляет трактором, то это всё-таки человек управляет трактором. Теоретически можно сделать и автоматизацию, то есть, грубо говоря, чтобы этот человек с пультом находился бы где-то в помещении и управлял сразу тремя тракторами или четырьмя, или пятью.
Перед ним экран и он смотрит. Но проблема состоит в том, что для того, чтобы сделать такую систему, чтобы она работала нормально… Представьте на секундочку, неожиданно выясняется, что трактор перестал слушаться пульт. Надо же к нему ехать и с ним разбираться.
Хотя теоретически можно себе представить, что есть другой пульт более сильный, который его выключает, я имею в виду трактор, а если вдруг он не выключится? Ну и так далее и тому подобное.
В 70-е годы… Кстати, эту тему я уже очень много раз объяснял, давайте я ещё раз объясню. В 70-е годы была одна автоматизация промышленного производства, роботолинии безлюдные и так далее тому подобное. Были три страны, которые были мировыми лидерами в этой сфере. Это были все Соединенные Штаты Америки, СССР и Япония.
Тем не менее от этой идеи отказались, по крайней мере на тот момент. Почему? Оказалось, что если мы берём реальную стоимость всего этого, то есть не берём тот момент, когда уже стоит эта автоматизированная линия и начинает клепать и там два инженера на смену, которые следят за тем, чтобы не было сбоя.
А если учесть стоимость обучения этих людей, которые разрабатывали эту линию, разработка этой линии, её построение, то есть её надо сделать ещё, то выясняется, что это всё оказывается существенно дороже, чем использовать китайского рабочего, понимаете, ну или там индонезийского, или малайзийского, или вьетнамского.
А сейчас ещё произойдёт неприятная вещь на Западе – сейчас произойдет резкое падение жизни населения, то есть колоссальное количество городского среднего класса станет бедными.
Да, конечно, далеко не все из них готовы работать на конвейере, но многие на конвейер могут пойти, а человек с высшим образованием, который никогда нигде в жизни не работал, его учить сложно.
Знаете, лет пять тому назад мы изучали ситуацию в Евросоюзе и обнаружили, что в Испании 40% молодежи моложе 35 лет никогда нигде не работали.
То есть обращаю внимание, 35 лет. Это у них уже внуки могут появиться, по крайней мере теоретически и они никогда нигде не работали. Если человек до 35 лет нигде не работал, то он уже работать не будет никогда. Это просто такой психологический момент.
То есть они работать не будут никогда. И, соответственно, есть проблемы. Но тем не менее есть довольно много людей, которые привыкли, что они там где-то в офисе, еще что-то.
Да, конечно, они привыкли, что у них там есть отдельный стол, есть компьютер, есть кружка Nestle или ещё чего-нибудь, им хорошо. Однако, как показывает опыт, когда очень хочется кушать, а больше нигде не платят, то люди пойдут на конвейер.
Да, они будут мучаться. Да, они будут болеть. Да, они, может быть, ломаться будут рано, но пойдут. Вот это вот и есть самое интересное, как будет меняться система социальных отношений и всё остальное на Западе.
Я на эту тему много писал, в том числе в воспоминаниях о будущем, но я писал вообще, что среднего класса не будет, будут бедные и т.д. и т.п.
Да, будут банды. Ну попробуйте латиноамериканских этих бандюганов, которые живут в трущобах на окраинах там где-нибудь бразильских городов заставить работать на конвейере. Это будет сложно.
Кроме того, они его будут ломать непрерывно, тем не менее проблемы будут. Как их решать, не понятно. На эту тему никто не думает.
Я, кстати, об этом говорил в первой части, что ключевой проблемой Запада является не то, что там есть проблемы, которые нельзя преодолеть, а то, что на тему преодоления этих проблем никто не думает. Так что будем смотреть.
Читать в продолжение темы: