Я не хочу повторять банальную фразу: «любая работа должна быть оплачена». Но!
1. Не снимайте бесплатно.
Кстати, и с вышеупомянутой фразой я не согласна. Плохая работа оплачиваться как раз таки не должна.
Дело в том, что работая бесплатно вы обесцениваете свой труд и соответственно результат. Я не говорю о подарках своим близким в качестве фотосессии. Я о дружественном «сними меня бесплатно, я же твой друг (брат,сват,знакомый,коллега и тд).
Изначально это люди, которые вас просто хотят использовать. Почему многие фотографы этого не видят, я не понимаю.
Съемка ТФП, взаимовыгодные проекты, бартер сюда не относится. В этих случаях вы получаете за свою работу не деньги, а другую выгоду.
2. Не делайте необоснованных скидок.
Только, если вам это принесет результат с еще большей выгодой через какое то время. Вопросики: «ты же мне сделаешь скидку, ты же мой друг (брат,сват,знакомый,коллега и тд) относим к первому пункту.
3. Не идите на поводу у клиентов
и прямо говорите о том, что их просьбы не входят в оплаченный пакет услуг.
Пример Первый:
Вы включаете в пакет услуг детальную ретушь. Но к вам приходит девушка с акне или с какими-то другими проблемными моментами, которые не «вписываются» в ваши стандарты по обработке. Сколько же я времени и сил потратила за всю свою практику молча обрабатывая материал, который в разы превышал все мои нормы. Что вы думаете? Кто нибудь сказал спасибо. Ни-фи-га. А вот такое говорили и не раз: «можете еще пару фоточек вот этих вот обработать, мне так понравилось…»
Поэтому видим проблему - проговариваем её с клиентом сразу. Если вы профи, значит вы уже на глаз можете определить и стоимость дополнительной работы, и её объем.
Пример Второй:
В пакет услуг входит съемка 1-2 образов и последующая обработка материала. В студию вы приносите несколько платьев на выбор. Соответственно под каждое платье своя концепция, атрибутика и тд. Но клиент видит платья, и хочет всё, а не 1-2! Ну или почти всё!)) И пошло-поехало: «мы же успеем еще вот это снять? И вот в этом еще, пожалуйста, парочку фоточек. Ой! Заканчивается аренда студии?? Я заплачу еще за час аренды!»……н-да.
Что в итоге? У вас масса сомнительных бонусов с такой фотосессии:
- вам приходится практически сразу выдавать из камеры «шЫдевры», так как время на переодевания, переоформление локаций катастрофически сжирает съемочные минуты.
- у вас увеличивается объем работы, потому что оплачен только дополнительный час аренды студии, но не ваша работа.
- клиент ко всему прочему обязательно обесценит вас еще раз, когда задаст такой очень «безобидный» вопросик после получения фотографий: «ой, а я же в том, зелененьком платье так красиво кружилась, а почему так мало фоооток?»
Дело в том, что за этими, казалось бы безобидными и вполне себе рядовыми ситуациями скрывается одна - гораздо более серьезная проблема! Фотограф - человек творческий. Часто сомневающийся, по началу так просто слишком близко к сердцу воспринимающий все обстоятельства. Постепенно обесценивая свой труд любой творческий человек придет в упадок. Сомнения победят желание развиваться. Комплекс неудачника заменит уверенность в себе. Говорить "нет" для многих очень сложно, я знаю! Спорить с клиентом для многих дискомфортно, особенно в начале карьеры. Но постепенно с опытом придет и уверенность.
Друзья. Чтобы читалось проще, пока остановлюсь. Но продолжение обязательно следует:) Творческих вам успехов и полного взаимопонимания!
И благодарю от всей души всех моих дорогих клиентов, с которыми у меня уже очень давно полное взаимопонимание. Но к этому был очень долгий и непростой путь.