Вавилонская башня. Золотой дом в Риме. Джингереберская мечеть в Тимбукту. Флорентийский палаццо Ручеллаи. Сад совершенной ясности в Пекине. Байройтский фестивальный театр в Баварии. Автомобильный завод в детройтском Хайленд-Парке. Вилла Е-1027 на Кап-Мартен. Лечебно-оздоровительный комплекс в Финсбери. Лондон. И пешеходный мост в Рио-де-Жанейро. Странный список, не правда ли? Мало кто из обыкновенных читателей, таких, например, как я, сможет с первого раза угадать, что объединяет все эти постройки. А по мнению Тома Уилкинсона, автора книги «Люди и кирпичи», эти архитектурные сооружения изменили мир. О чем он и рассказывает в своем исследовании. Хотя, на мой взгляд вместо истории десяти сооружений, которые изменили мир, перед нами разворачивается история мира, в ключевых точках трансформации которого и возникают десять выбранных Уилкинсоном шедевров.
Прелесть этой книги в том, что круг ее читателей куда шире сообщества профессиональных архитекторов или историков архитектуры (таких, как ее автор). Тому Уилкинсону удалось написать обо всех десяти выдающихся сооружениях удивительно увлекательное сочинение. Секрет этой увлекательности в том, что пишет он, по большому счету, не только и не столько о кирпичах, сколько о людях. «Я постараюсь не выносить историю за скобки, как делали Земпер и Хайдеггер, в угоду абстрактным понятиям объема, жилища и прочих пустых терминов», — заявляет автор в начале своего исследования. А потом добавляет: «Архитектура — самый необходимый из всех видов искусств: можно прожить без живописи и камерной музыки, можно в крайнем случае обойтись без фильмов и фотографий, но даже у кочевников-бедуинов есть шатры».
Этот тезис в книге, как мне кажется, в какой-то момент выворачивается наизнанку. Архитектура в «Людях и кирпичах» становится не тем, что окружает и обеспечивает человека, но тем, что человек одушевляет и наполняет. История каждого из десяти уникальных архитектурных объектов стала для Том Уилкинсона поводом рассказать историю о тех, кто их проектировал и строил. О временах, на которые пришлось строительство, и временах, которые стерли шедевры с лица земли, как тот же пекинский Сад совершенной ясности. О смене мировоззрений и взглядов на жизнь. Даже о том, какие сексуальные подтексты несет в себе стена и как на протяжении целых веков люди наделяли ее манящей привлекательностью и чувственностью. И в конце концов переворачиваешь последнюю страницу, задаваясь странным вопросом: так что же вечно под Луной — человек, возводящий строения, или архитектура, которая этому человеку служит?
Том Уилкинсон. «Люди и кирпичи. Десять архитектурных сооружений, которые изменили мир». Москва, издательство Альпина нон-фикшн, 2015 год.
#книги
#книжный гэндальф
#блог о книгах
#литература