Найти тему
Добрый Аудиофил

Ламповый Звук - что на самом деле просиходит с сигналом

Всем Доброго Аудиофильского!

Тут такое дело. Сижу себе, примус в руке верчу. Ну тот, что на Андроиде и без Яблока. Хотя тоже зеленый.

В общем верчу его. На подставке своей Аудифильской, что в продаже на Авито 3 штуки еще из 15 осталось. И вдруг раз. Гитара Вслепую.

Там красивая девченка-гитарстика завязывает именитым гитаристам глаза, и разные гитары в руки сует. Может и дорогую, а может и Запорожец После Кап-Ремонта.

И говорит мол давай рассказывай, и цены назначай. За звук.

И все бы ничего. Ну прикольный контент. Прикольно гитары звучат.

Но я вот чего заметил. Сначала она просит рассказать, какой звук важен в гитаре. И там каждый гитарист свое говорит. Кто Джаз играет - ему Джазовый звук подавай. Кто Рок- ему рокерский. Кто фингерстайлом на на грифе буянит - тому гриф прочный подавай. А то отвалится.

Я посмотрел видосов 5. И ни один музыкант не сказал, что гитара им нужна однорегистровая. Но при этом все как один жаловались, если замечали, что она регистр не держит. Причем ругались даже если регистр уходит на 12м ладу. Им даже в таких условиях подавай, чтобы регистр держала.

Но ни один при этом этот параметр как обязательный не озвучил. Это у них как само собой разумеющееся. Привет Кремоне. Слышали? Парни из Кремоны? Регистров у гитары быть не должно!!!

А то понаделают тут Болгарских Помидоров. А потом удивляются, что на Чукотке их Гитары не продаются. Вы не бюджетные колонки класса 2.1 делаете, чтобы басы как из сабвуфера от легкого касания валить, при том что первую струну у вас дергать со всей дури надо.

Развели тут Банд Пассов всяких!!! 3 полосы вверх, 2 право.

Да!!! Блин!!! Я на Кремоне играть учился. Выл от нее ужос как! Потом конечно узнал, что для студентов гитаристов делают специальные гитары с пониженным уровнем баса. Чтобы не вибрировала ничего, когда ее по 8 часов в день в руках держат. И ребрами зажимают.

А для концертов другие гитары - с басом.

Их часа по 2 в день держат. А все аккорды с флажолетами ставят на гитаре БЕЗ БАСА!!!

Но этот Секрет Мастеров он ведь на поздравительной открытке, где "Спасибо, за покупку" не написан. Блин!!!

А тебе Кремону родители купят. Мол на сынок. Учись. Я тебе гитару подороже купил!!! БАлиииииииииннннн!!!

Ладно ладно! Это я так. Бузю чуток! Детство вспомнил!

В общем вот вами видосик интересный.

видео отсюда https://youtu.be/va6oE2O7HHY?t=1120

Смотрите с 18:20 и до 18:45

Там дядечка, из тех, что Гордость России, говорит, что в первую очередь ему от гитары нужен... ТЕПЛЫЙ ЗВУК!!!

Внимание электротехникам!!!! Вас тут никто не спрашивает!!!! Это вообще разговор не про вашу профессию!!!

Данному дядечке вслепую ни дали ни одной гитары с датчиком. Все чистое дерево. Электроники там НЕТ!!!!

А потому электротехники сейчас идут лесом. Или сидят и знания впитывают как губки. Рот при этом закрыв!!!

ТЕПЛЫЙ ЗВУК У АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ - СУЩЕСТВУЕТ!!!!

Сказано ТОП-ГИТАРИСТОМ РОССИИ!!!!

Инженеров от мира электрики сейчас не спрашивают!!! Не тот уровень владения предметом!!!! Однозначно не тот!!!

Дальше там дядечка тоже привет Кремоне передает. Ну это уже ладно. Это как говорится все кто через этот Сабвуфер прошел, понимают, о чем он говорит.

***

Ладно ладно.

фото отсюда https://ru.pinterest.com/pin/404338872790920807/

Давайте про наше Лампово-Транзисторное все таки.

Мы все слышали этот разговор, что в Ламповом УНЧ преобладает вторая гармоника, а в транзистором - третья.

Но это не так.

Дело в том, что уровень второй гармоники в, скажем так, типовой Лампе, минус 20 дБ. Уровень третьей минус 40.

А в транзисторном уровень второй, когда ее не видно на анализаторе, скажем минус 90 дБ, а уровень третьей... минус 60 дБ.

Ну и где тут тут преобладание третьей гармоники увидел???

Она же явно ниже, чем в Лампе. Причем сильно ниже. Так сказать ниже порога слышимости.

Это тот момент, когда не верно оценена картинка на спектрах. И не более того.

Вроде как палка второй не торчит. Третья есть. Значит она преобладает. А на шкалу измерителя кто смотреть будет???

Особенно если там автомасштаб стоит.

Более того скажу вам кое-что.

Помните я делал предварительный УНЧ в прошлом году? У меня там на одном Супер-Бэта транзисторе получался уровень второй гармоники - 20 дБ, и третьей на - 40.

Да это ж типично-ламповые значения!!!

А я их из СУПЕР-БЭТЫ выжал!!!

Не из какого-то там транзисторика с усилением в 60 единиц. А вот прям из пятихатки по усилению.

И вроде бы на звук у меня и мягкость пошла. И некоторая округлость. Вот только Лампа по-другому звучит.

Конечно данные прибавки гармоник имеют схожесть с Лампой. Но вот что-то не до конца.

Это как Овердрайв Ламповый и Транзистороный.

Для справки. Уровень второй и третьей гамоник у Овердрайва - 0 Дб. Они на уровне основного тона прут.

Причем и на Лампе, и на Транзисторе.

А звук разный. Хотя спектр гармоник одинаковый.

Вы ведь понимаете, что в Гитарах я может и не очень, но что-то могу? Уж Ламповый Овердрайв от Транзисторного отличу.

Ламповый дает дополнительную мягкость, насыщенность, глубину звучания. А вот Тразисторный рычит чем может. И не сильно парится над прочими делами.

Т.е. у Лампы есть дополнительный процесс.

Но что это за процесс?

***

Прежде, чем его разобрать, скажу.

Плагины, что цифровые, что дают именно Ламповый звук. Они уже лет 20 как существуют. Т.е. инженеры, что процессы досконально и правильно исследовали, причем еще и запрограммировали. Ну они уже на пенсию вышли.

А мы тут до сих пор понять не можем в чем разница. А парни, что поняли, и симуляцию сделали, уже на пенсии.

А мы до сих пор долбимся как котята, что глазки никак не выпучат.

Это важный момент для понимания материала. Его уже давным давно симулировали. А значит и изучили досконально.

А гармоники ваши симулировать - я в один транзистор это сделал. Причем в Супер-Бэту. А она как бы самая стабильная по части гармоник. А я из нее вторую гармонику на уровне Лампы на как делать нечего.

По правде сказать, и на Лампе тоже можно заткнуть все эти гармоники. Т.е. если их на транзисторах убирают, то и на Лампе их можно так же убрать.

Решения те же самые. Каскод и ООС. Мы о них в этом году поговорим.

Другой вопрос, что если их заткнуть - то лампа все равно оставит свой окрас в звуке. Правда он будет не такой уж и приятный. Без второй гармоники она не очень хорошо звучит. Она ей нужна, чтобы сделать приятно-звучащим тот паразитный процесс, что являет собой основу Лампового Звука

Такой вот функциональный парадокс. Не вторая гармоника делает Ламповый Звук, но без нее Ламповый Звук плохо звучит. Она нужна, чтобы ее дела... сгладить.

***

Ладно. Давайте к делу.

Итак.

Усилитель. Простой. 2 лампы. Одна на раскачке, и вторя токовая на выходе.

Предположим, что первая ничего не вносит. Можно ее даже на транзистор заменить. А вот вторая.

Вот там мы будем 3 разных лампы применять. Причем все в одном режиме. Киловольт на анодном, 10 мА по току. Мы просто лампы в одной розетке перетыкаем.

1. Дает мягкий бас, прозрачную середину, поджатый верх.

2. Глубокий бархатистый бас, ровная округлая серединка, мягкий верх.

3. Насыщенный бас, плотный, середина плотная, насыщенная, верх телесный, плотный.

***

И вот тут нам нужно кое-что вспомнить.

В теории звукоаналитики есть такой процесс, как динамическая кривая изменения громкости звука, определяющая характер его.

Суть там в том, что когда мы дергаем струну, или молоточком по ней в рояле, или колотушкой в басовом барабане, то у нас первые 5-10 колебаний происходит нарастание амплитуды.

Этот процесс назван АТАКА. Или Скорость Атаки.

Он определяет резкость звука. Если быстрый рост. То это удар. Если плавный, то мягкий струнный.

Дальше идет колебаний 30 - 1000 в зависимости от частоты, процесс стабильной громкости.

Продолжительность его определяет глубину звука.

Дальше за ним идет процесс затухания. Еще колебаний 15-1000.

Этот момент определяет пустоту или насыщенность звучания. Если спад быстрый - то звук пустой. Если плавный - насыщенный. Если совсем плавный - коробочный призвук.

Но есть тут еще один момент. Если звук в середине спада вдруг начинает прибавлять в громкости. Не сильно. И потом снова на спад. То воспринимается как послезвучие.

Еще тут важно знать, что если например колонки по каким-то причинам пропустят первое колебание вначале звука, и начнут скажем с пятого, более громкого - то звук станет более резким. Если же наоборот просяед в усилителе быстрое нарастание амплитуды - будет более мягкий звук.

***

Вы уже поняли, что все 3 примера звучания ламп, которые вполне реальны на Киловольтных ГУ-шках(Лампах серии ГУ). У нас были обзоры их звучания. Что они как раз отображают первые 3 процесса управления динамическими параметрами звука.

В первом случае у нас просадка Атаки. Во втором затаягивание ровного участка громкости. А в третьем более плавный спад.

Теперь осталось понять, откуда этот процесс в Лампе взялся.

И тут все просто.

Подойдите к Ламповику. И дайте лампе щелбана.

В колонках прозвучит весь отклик стеклотары.

А теперь дайте щелбан транзистору. А тишина на выходе. Возьмите молоток. Снова дайте. В лучшем случае что-то щелкнет.

Теперь возьмите теперь обычную лампу накаливания.

Прозрачную.

Видите спиральку.

А теперь дайте лампе щелбана.

Видите, что случилось? Нить начала ходуном ходить.

Теперь переходим к лампам усилительным.

Там есть Катод. Есть Анод. Это прочные железяки. Но вот управляющая сетка. Тем более, что она обычно просто намотана в несколько витков. И на вид ни разу не сетка, а скорее катушка с широким межвитковым шагом. Вот она не такая уж и прочная. И она движется.

Ну вы как бы щелбан ей уже отвешивали - все сами слышали. Она движется.

И это движение меняет количество электронов которое через нее проходит.

Там от их движения возникает магнитное поле, которое наводится на эту сетку, которое вызывает в ней ЭДС, и если мы эту ЭСД на землю, то там возникнет вторичное магнитное поле - которое будет запирающим.

Но есть там еще Динатронный Эффект.

Его проще солзерцать зимой на трассе. Когда машина едет. Вдруг впереди поток резко тормозит. В этот момент вы зачем-то уходите на обочину, и стараетесь остановиться уже несколько впереди основной массы автомобилей.

При этом в начале этого манерва с обочиной, вы глядя в зеркало говорите фразу "В Джопу летят".

Т.е электроны, что подпирают вас сзади, они заставляют и вас стремиться к Аноду сильнее.

А если если там сзади сетка поток перекроет. То и вы как бы никуда не лезете.

Это и приводит к тому, что скорость нарастания Атаки становится ниже.

А звучание более мягкое. Сглаженное на резких пиках вокала, или гитары. Щелчках медиатора по струнам например.

Далее магнитные поля провоцируют раскачку сетки. И когда звуку нужно начать затухать, сетка таки раскачавшаяся от вашего сигнала не хочет этого делать.

И делает это позже. Чем затягивает звук, делая его более глубоким.

При этом затухание у нее происходит уже по ее механическим особенностям. Что делает звук более насыщенным.

А т.к. вторичное магнитное поле в этих моментах тоже может вызвать некоторые подвижности других электродов. Или нити накала например, то есть лампы, что и послезвучия выдают.

По научному это дело называется Электро-Механическая Положительная Обратная Связь.

Она приводит к затухающему замовозбуждению каскада.

Тут еще нужно сказать, что есть лампы, которые жутко неблагозвучно его ловят. Причина простая. Разработчики Ламп для УНЧ это процесс еще в 50х заметили. И поняли, что устранить его не могут.

А вот настроить его на Благозвучие - вот это проще.

Вот потому Лампы для УНЧ и имеют шикарный звук - они на него настроены. Еще тогда. В 50х. На заводе изготовителе.

***

При этом тут еще нужно сказать, что биполярный транзистор в общем-то управляясь за счет протекания тока, не имеет необходимых геометрических подвижностей для данных эффектов.

Хотя некоторые модели ловят Эффект Миллера. Это когда паразитная емкость между электродами приводит к трудностям выключения каскада. Когда она точно так же затягивает состояние равномерного звучания.

Чем придает звуку глубины. П27 в этом деле особенно хорошо замечен.

А еще есть Полевые Транзисторы. Их звучание говорят, приближено к ламповому.

Но они ведь и управляются электро-статическим полем. А значит, что в них происходит? Правильно. В них есть условия для раскачки некоторых Ламповых Процессов.

Ну и напомню, что Инженеры, что все эти процессы досконально изучили, и симуляторы запрограммировали, уже на пенсию вышли. А мы до сих пор разобраться не можем.

Видимо они учебники не написали. Или нам лень их искать на просторах различных Современных Паутин?

А потому мы предпочитаем тыкаться как котята со знаниями из учебников начала 70х?

Если учебник не дает ответа по процессу, в количествах, при которых вы можете управлять этим процессом, это ведь значит только одно. Этот учебник не про этот процесс.

Так и зачем ты себе галочку поставил, что изучил процесс, если чувствуешь, что управлять процессом не можешь?

Значит процесс еще не изучен. Стирай галочку. Ищи новый учебник.

Или сам исследуй!!! Научные открытия делают не по учебникам. Они в них еще не описаны!!! Помни это!!!

Сейчас мы уже знаем, что в Лампе происходит. Уже можно попробовать звукорежиссерскими примочками имитировать ее звук.

Вторую гармонику накатываем Эксайтером, остальные процессы - 3 компрессора в связку, через Гейты, чтобы разделить амплитуды влияния.

Еще понадобится срисовать АЧХ подвижности сетки. Как мы заметили, она на разных лампах все таки разная. Одна подвижная во всем диапазоне частот. Другая на Середине и ВЧ стабильна. Третья наоборот.

Ну и сообразить как это дело настроить. Чувствую понадобится Эквалайзер. И не один.

Как говорится все эти премудрости проще или запрограммировать в Цифре, или собрать в Механике в виде Лампы, нежели повторить на Супер-Бэтах. На них придется навороченную схему распаивать.

Но нам сейчас важно было понять, что же на самом деле происходит в Лампе. А там происходит гораздо больше, чем только Вторая Гармоника.

И помните. Вторую гармонику Лампового Уровня можно даже на Супер-Бэте раскачать в один маленький маломощный транзистор. Это на раз плюнуть делается. Но это будет другой звук, нежели тот, что дает Лампа!!!

Ах да! Выраженное Транзисторное Звучание - это звучание которое дает 1 из 10, а то и реже, транзисторных усилителей. Остальные ДЕВЯТЬ ТРАНЗИСТОРНЫХ УНЧ как-то обходятся без него.

Его действительно дает Третья Гармоника. Вот только в одном из 10 Транзисторных усилителей она такого СЛЫШИМОГО уровня. Появляется она когда паразитная Земляная Петля образует разбалансированный ДИФ-Какад из 2х последовательных усилительных каскадов.

Об этом тоже поговорим в ближайшее время. Думаю следующая техническая статья и будет про межкаскадные Земляные Петли.

Ну вот так на сегодня. Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали!!!