Найти в Дзене
Библиомания

Что рассказал индийский брамин, узнав о нашей "Царевне-лягушке"

У каждого исследователя свой взгляд на царевну-лягушку; всякий волен расшифровать тайный смысл этой сказки так, как посчитает нужным. Академик Б. А. Рыбаков, к примеру, считает, что этот сюжет отражает взаимодействие русского населения с мерянским: женщины племени меря часто носили украшения в виде лягушачьих лапок. Вся страна, где скрывается Царевна-Лягушка, это — болота, глухие леса с одинокими избушками, построенными колдуньями. Братья Ивана-Царевича женились на русских, а стрела Ивана упала в болото, и вернула ему стрелу не русская девица, а заколдованная Царевна-Лягушка, представительница местного мерянского населения. Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси" Может быть, и так. Однако браки с мерянками — не слишком ли частный случай для такого поистине «культового» сюжета? И достаточно ли ношение амулета-лапки для того, чтобы их обладательниц начали ассоциировать с лягушками? Уж какие только амулеты в древности не носили... В целом у Рыбакова анализ мифа о лягушке просто блистатель

У каждого исследователя свой взгляд на царевну-лягушку; всякий волен расшифровать тайный смысл этой сказки так, как посчитает нужным.

Академик Б. А. Рыбаков, к примеру, считает, что этот сюжет отражает взаимодействие русского населения с мерянским: женщины племени меря часто носили украшения в виде лягушачьих лапок.

Вся страна, где скрывается Царевна-Лягушка, это — болота, глухие леса с одинокими избушками, построенными колдуньями. Братья Ивана-Царевича женились на русских, а стрела Ивана упала в болото, и вернула ему стрелу не русская девица, а заколдованная Царевна-Лягушка, представительница местного мерянского населения.
Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"

Может быть, и так. Однако браки с мерянками — не слишком ли частный случай для такого поистине «культового» сюжета? И достаточно ли ношение амулета-лапки для того, чтобы их обладательниц начали ассоциировать с лягушками? Уж какие только амулеты в древности не носили...

В целом у Рыбакова анализ мифа о лягушке просто блистательный, единственное сомнение вызывает эта привязка к финно-угорскому племени.

Напитавшись идеями В. Я. Проппа, я как-то привыкла думать, что сказки отражают не просто древность, а сказочную древность. Они не про то, что происходило какую-нибудь тысячу лет назад. А про что-то существенно более древнее.

Известная исследовательница Н.Н. Велецкая, приводит очень любопытную цитату, добытую собирателями фольклора у сельского населения:

Лягушки — бывалошние люди, затопленные всемирным потопом. Придет время — они будут людьми, а мы превратимся в лягушек.

Далее Велецкая пишет:

Вопрос о связи образа лягушек в европейской народной традиции с древнеиндоевропейскими представлениями о предках, о перевоплощениях, о воздействии предков на благополучие людей на земле нуждаются в дальнейшем исследовании: следы почитания лягушек проявляются в Ведах (гимн лягушкам в Ригведе и др.), отзвуки представлений о связи лягушек с небесной влагой, дождем, а отсюда — и засухой в античной литературе.

Вот это направление мысли уже куда более перспективное, чем попытка привязать лягушку к мерянским невестам.

Как-то я рассказала одному индийскому брамину сюжет этой сказки, без особой надежды на понимание. Или нет, скорее, с тайной надеждой, что он мне расскажет что-нибудь интересное, ведь в Ригведе действительно есть гимн лягушкам, где их сравнивают как раз с браминами.

И вот представитель духовной касты спокойно мне сообщил, что в арсенале древних обрядов есть «свадьба с лягушкой». Проводят ее в том случае, если человек уже отчаялся найти себе супруга. Через некоторое время человек находит себе партнера, уже не земноводного, а настоящего.

А еще есть обряд свадьбы одной лягушки с другой, для того, чтобы вызвать дождь.

Вот так. А я знала, честно говоря, только про обряд свадьбы с деревом. Все знать невозможно.

Всегда обращение к Индии придает любому фрагменту мифологии завершенность и цельность. Все становится куда понятнее...

Если собрать все эти сведения вместе, то выходит такая картина: лягушки — это временно заколдованные люди; возможно, именно вера в этот факт и породила обряд свадьбы с лягушкой.

Далее, помимо брака, лягушки "заведовали" дождем и плодородием. Собственно, дождь это тоже символ брака, только между небом и землей.

В Индии "женили" лягушек, чтобы вызвать дождь, ну а у нас устраивали ритуальные пляски-русалии, когда девушка танцевала с распущенными рукавами. Это именно тот танец, который пляшет Василиса Премудрая в сказке.

Таким образом, картинка вытанцовывается уж очень похожая: в обеих культурах лягушки = почти люди, покровительствуют и браку, и удачному урожаю...