Найти тему

3 современных уровня построения Стратегии

Оглавление

За время существования понятия "стратегия", методов её создания и инструментов придумано множество. Можете убедиться в этом причитав любую книгу о стратегическом планировании, или пройти какой-нибудь (бесплатный) курс обучения.
Только на "Литрес" в поиске выдаётся 324 книги с тэгом "стратегическое планирование". "Амазон" и вовсе даёт цифру от 5 000 до более чем 90 000 позиций, в зависимости от фильтров.

Всё это говорит о том, что человечество накопило большой опыт в бизнес-стратегическом планировании. Но вопрос не в опыте, а в том, как его использовать. И, прежде чем говорить об использовании, стоит определиться:

Зачем компании нужна Стратегия? Может быть не нужна? Может быть это понятие из той же категории, что и "миссия", "культура"?


Не торопитесь. Попробуйте сами ответить на это вопрос, а дальше уже сравним с вариантами.

Всегда стоит подумать над определениями... И затем уже - как их применять
Всегда стоит подумать над определениями... И затем уже - как их применять

Целей, для которых необходима Стратегия разными авторами называется тоже немало. Очевидно, что главная - создать общее понимание, "что" и "зачем" мы собираемся делать в бизнесе. Если начинаем говорить о том "как", то уже выходим на поле Тактики - Проектов - Задач - Действий. Поэтому, вернёмся к Стратегии.

Стратегия формулируется на основе главных Целей компании. Конечно, если компания небольшая, и цели, и все пути их достижений могут содержаться в одной голове собственника, который раздаёт задачи сотрудникам. Всё работает. Но если компания растёт, собственник не один - сформулировать Стратегию и низлежащую "архитектуру" её исполнения для компании жизненно необходимо.

Для этого и необходимы методы и инструменты создания Стратегии.

Но, прежде чем говорить об инструментах - пару слов о том, чем живёт и на чём стоит Стратегия. Уровни её реализации, фундамент.

1. Самый нижний уровень - контроль данных

Из разряда "очевидное - невероятное" - стратегия выстраивается на данных. Это давно записано в стандартах управления. Современный термин для этого подхода - data-driven. Но основная сложность в том, что необходимы не просто "наборы показателей", а долгосрочные прогнозы этих данных.

Для тех, кто работает в науке, давно известна масса методов и инструментов прогнозирования. Но не так много инструментов организации данных подходит для создания Стратегии компании. Для того чтобы данные "подходили", как раз необходима Стратегия. С самого верхнего уровня архитектуры до максимальной детализации. Чтобы пройти всю цепочку реализации:
Цели - Стратегия - Тактика - Задачи - Действия.

Пример. Как у вас проходят совещания?
P&G имеет более 50 «бизнес-сфер» по всему миру – конференц-залов с эффектом визуального погружения. Там, на
основе он-лайн аналитики руководство компании решает конкретные проблемы бизнеса. Собранные данные демонстрируются в помещениях, напоминающих планетарии, где руководители обсуждают полученные сведения и определяют задачи. Всегда можно быстро организовать «место для принятия решений» в режиме реального времени для любого уровня руководителей, по любому вопросу, а эффект этих решений будет отслеживаться в течение следующих нескольких недель и месяцев.

Сегодня для этого развиваются "Data science", "Cloud" и "Quantum" computing, и, конечно, "Machine learning"-"Artificial intelligence". Но о них поговорим позже, сейчас вопрос в самой архитектуре Стратегии. Всё это позволяет нам находить и извлекать важные данные. Однако, если вы "на вскидку" не можете дать чёткое и внятное определение для KPI, говорить об искусственном интеллекте немного рано.

Как говорил мой любимый физик, Ричард Фейнман:
"Если вы не можете объяснить идею 8-летнему ребенку, вы ее не понимаете / If you can't explain an idea to an 8 year old, you don't understand it."

Попробуйте сформулировать определение KPI. Получится? "Ключевые показатели эффективности это - ..."


Сформулировали?
Давайте сравним с одним из наиболее удачных.

2. Средний уровень - систематизация данных

Здесь возвращаемся к целям. Именно из набора целей и выстраивается архитектура. Цели бывают подробно-понятные, чётко-предметные, даже "цели-ощущения", цели выстроенные на трендах. И главная проблема выстраивания Стратегии - классификация целей. Как их классифицировать - отдельная тема, а пока идём дальше.
Уже после классификации, не набор желаний, а систематизированная Стратегия распределяет цели по уровням. Так получается архитектура стратегии. Которую и необходимо детализировать, совершая, порой немало итераций (делать и переделывать - пока не понравилась). Отсюда появились "стратегические сессии", где люди пытаются переложить ответственность друг на друга (шутка, если кто не понял). Если Стратегия "понравилась", это означает, что:
1. всё соответствует целям,
2. нет противоречий,
3. ценные идеи - учтены.
На этом этапе обычно используют что-то из "классических" методик: "Анализ пяти сил Портера", PEST-анализ, PESTLE-анализ, SWOT, SNW и т.д.

Зачем тут написаны эти очевидные вещи? Чтобы обратить ваше внимание на то, что методики тоже не стоят на месте. Например, даже при анализе стратегии не только компании, но и подразделения (виды стратегий у них могут отличаться, хотя это и странно звучит), стоит обратить внимание на такие современные "находки", как "Модель STaRS", структура которой подробно описана в книге "
Первые 90 дней. Стратегии успеха для новых лидеров всех уровней" /Майкл Уоткинс/

Модель STaRS
Модель STaRS

Но есть нечто, много важнее методов, перечисленных выше. Если смогли понять и определить "точки нахождения" вашей компании в координатах зрелости, то стоит "пропустить" Стратегию бизнеса через современный фильтр цифровой реальности. Иначе, не заметите, как компания уже и не на рынке вовсе.

Игнорирование приставки "Digital" для Стратегии, напоминает сегодняшнюю рекламу учебных курсов по "копирайтингу" и "дизайну". Т.е. понятно, что люди, владеющие этой профессией пытаются сейчас их неё выжать всё, что можно. Но учиться "мёртвой" профессии - это более чем странно. А ведь это профессии, о смерти которых ещё только рассуждали в 2021 году, пока в 2022 не открылись такие сервисы, как ChatGPT, Midjourney и им подобные. Первому сервису вы говорите тему статьи - второй на основании текста рисует картинки. Выше дело только нажимать клавиши "ОК"-"не ОК - переделай". Это пример 2х профессий. Таких - сотни во всех отраслях. Если компания не хочет попасть под лавину цифровых технологий,

Стратегия обязательно должна быть "Digital".

Как? Самый простой способ - воспользоваться, какой-нибудь "Цифровой методикой". Например, взять модель "Концепция цифровой бизнес-модели", сделанной на основе разработок "Исследовательского центра при Школе менеджмента Слоана Массачусетского технологического института". Очень подробно, как воспользоваться моделью и выстроить стратегию описано в книге "Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения" /Питер Вайл, Стефани Ворнер/

3. Верхний уровень - анализ трендов

Здесь снова вспоминаем, на каких технологиях выстраивается Стратегия. Система анализа упомянутых в первых двух пунктах "трендов" и "данных" - это уже задача серьёзнее. Самые простые подобные задачи - выстраивание стратегии и тактики отношений с клиентом, используя "искусственный интеллект", сегодня умеют решать почти все CRM-системы. Мы об этом обязательно поговорим в будущем, а сегодня надо понять, как выстраивать Стратегию высшего уровня. И если вы уже научились владеть методиками, описанными в п.2, то пора приступать к такой, какую, например, представил "World Economic Forum".

Уверен, в скором времени увидим немало подобных систем, объединение которых с системами анализа и мониторинга данных приведут к новому уровню управления бизнесом - Digital Management. И лучше быть в теме, чтобы не оказаться в компании лудитов.

TODO

Какой бы ни была ваша компания, не менее чем на 80% Стратегия состоит из "стратегии продаж": что, как и кому мы продаём на рынке. В свою очередь, система продаж опирается на общую Стратегию. Поэтому именно развитие системы продаж играет ключевую роль в развитии компании. Проще говоря: как ни крути - всё завязано на продажи.

Поэтому, пока размышляете над Стратегией и методами её создания, можете "покликать мышкой" и выстроить план развития системы продаж, используя
сервис B.Q.S. Результаты не заставят себя ждать. Проверено не раз в реальной жизни.

В следующий раз обсудим ТОП-5 проблем digital-преобразований, чтобы потом перейти к разговору о тактике. Подписывайтесь.