В 79-ю годовщину окончания блокады Ленинграда вспомним еще один героический подвиг красноармейцев, музыкантов и многих безымянных людей.
Шел 355 день блокады. По всему городу висели афиши: «Большой зал Филармонии, воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Шостакович. Седьмая симфония (исполняется впервые)».
Многие оркестранты к тому времени умерли, некоторые не могли стоять на ногах от слабости (осталось всего 15 способных играть) и пришлось отозвать некоторых музыкантов из военных частей.
Концерт должен был длиться 80 минут. Командование поставило задачу красноармейцам: «Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!»
По расчетам, нужно было добавить еще полчаса на сбор публики и дать потом еще 30 минут людям, чтобы они могли разойтись по домам. Итого — 2 часа 20 минут вражеские пушки должны были молчать, а самолеты — не приближаться к городу.
Особая роль была у разведки. Немцы знали о предстоящем концерте, знали, во сколько он начнется, и что зал будет полон. Они подготовили орудия для нанесения точного массированного удара, дабы убить как можно больше людей. Разведка должна была доподлинно выяснить, где и какие орудия стоят, чтобы рассчитать необходимый боекомплект и разбомбить артиллерию раньше, чем она начнет бить по Ленинграду.
Разведка отработала на все сто, боекомплект был выделен с запасом, и в назначенное время артиллеристы начали свой личный концерт.
Ровно за полчаса до начала мероприятия, когда немцы уже расчехлили орудия и приготовились стрелять, заиграли русские «музыканты». На вражеские батареи, наблюдательные пункты и узлы связи обрушилась такая «огненная симфония», что у немецких пушек не было ни единого шанса хоть что-то вякнуть в ответ.
Так же достойно отработали задачу и части ПВО, не давая ни одному самолету даже близко подобраться к городу на расстояние удара.
В Большом зале Филармонии тем временем было торжественно и спокойно. Впервые со времени введения светомаскировки были зажжены огромные хрустальные люстры, придавая концерту забытую праздничность. Публика рассаживалась по местам и только то, что все были одеты по-зимнему (филармония не отапливалась), напоминало о происходящем за стенами города. Оркестр, невзирая на лютый холод, снял пальто и выступал во фраках и платьях.
Во время концерта прозвучал сигнал боевой тревоги и некоторые военнослужащие были вынуждены выйти, чтобы занять свое место на позициях. Нарушив правила проведения концертов, дирижер остановил игру и зааплодировал покидающим своим места красноармейцам. Стоя аплодировал весь оркестр и зал, но никто не ушел в бомбоубежище.
За все 80 минут, пока звучала Седьмая (Ленинградская) симфония, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде, ни один бомбардировщик не смог сбросить на город свой груз.
Концерт транслировался через громкоговорители на улицах. Даже на позициях стояли огромные репродукторы, транслирующие музыку, которую прекрасно слышали фашисты, приходя в ужас. Им говорили, что город практически мертв и обескровлен, а оказалось, что сломить его так и не удалось.
Много лет спустя, после войны два немецких туриста разыскали дирижёра Элиасберга и сказали ему: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть».
Истинное искусство сильнее любой пропаганды!
P.S. Еще больше интересного в моем Телеграм-канале.
Подписывайтесь: