1. По мнению многих учителей, куда входят и мои коллеги, установить авторитет - один из важнейших принципов взаимодействия с группами вверенных нам ребят.
Не стану изворачиваться и кривить душой, в некоторых классах по определенным причинам я также практикую подход "сверху". Дело не в мифической потребности самоутверждаться, как могут полагать некоторые поклонники стереотипов. Этим ребятам так легче, проще, доходчивей, и так они быстрее выходят на результат.
Не верите? - Попробуйте. Задайте им вопрос, содержащий слова: "как вы думаете...?", не предполагающий конкретного ответа, а провоцирующий размышление. И тишина будет ответом на протяжении примерно половины урока.
2. Другое дело - демократия. Подход приятный, гибкий, с огромной отдачей. Но есть и оборотная сторона. Выстраивание демократических отношений требует времени, диалога, открытости, признания сильных сторон учеников и своих слабостей. И вышеперечисленным не ограничивается.
Группы с развитым демократичным подходом автономны, их участники не боятся предлагать свои мнения, нестандартные решения задач и вносят предложения для выхода из различных школьных ситуаций. Возможно, для людей, склонных работать по жесткому заранее выстроенному плану, работа в таких классах будет даже неудобной, - данная система взаимоотношений требует принятия решений "на ходу".
Как мы видим, обе системы эффективно фигурируют в реальных условиях современной школы.
Историческая справка: Карл Роджерс называл учеников, для которых оптимален первый подход, "пассажирами", а готовых работать по второй системе - "туристами".
Какой подход применяете вы? В какой возрастной группе?
Спойлер: следующая статья будет посвящена одной конкретной ситуации в классе с демократичным подходом.
После прочтения выставляйте статье 👍. Комментарии также будут очень кстати. 😉