О подвигах советских лётчиков в годы Великой Отечественной войны известно немало. Каждый со школьной скамьи знает имена прославленных истребителей Александра Покрышкина, Ивана Кожедуба, Григория Речкалова.
В то же время, в тени славы истребителей незаслуженно оказываются пилоты «черновой» авиации, без работы которой была бы невозможна общая Победа.
Дабы исправить сложившуюся несправедливость, в статье автор поведет речь о героической судьбе одного из многих советских штурмовиков – Фогилеве Владимире Николаевиче, совершившем в годы войны 114 вылетов на штурмовку. При выполнении боевого задания он дважды был сбит, но оба раза остался цел.
Ранние годы героя
Владимир Николаевич родился в Костромской области в семье рабочего. Вскоре семья перебралась на постоянное место жительства в Москву, где Владимир и «заболел» авиацией. Окончив 9 классов школы и местный аэроклуб, в 1940 году н был призван в ряды Красной Армии.
При распределении, как окончивший с отличием аэроклуб, Фогилев был направлен на учебу в Михайловскую школу бомбардировочной авиации, в стенах которой он и встретил начавшуюся Великую Отечественную войну.
Великая война
Михайловская школа с началом войны была закрыта, а курсантов перевели подальше в тыл, в Ворошиловградскую авиационную школу. Пришлось по ходу перестраиваться, так как эта школу учила на другие, более современные, типы самолётов.
Однако Ворошиловград недолго оставался тылом – уже в 1942-м году на подступах к нему завязались ожесточенные бои, и курсантов-недоучек бросили в бой как простую пехоту. Именно в пехоте и получил свое боевое крещение Владимир Николаевич Фогилев.
В составе одной из многочисленных стрелковых рот он дошел до Сталинграда, откуда его вновь направили на учебу. Учиться пришлось заново – на сей раз Владимиру нужно было осваивать штурмовик Ил-2.
Боевой путь пилота
Только в июле 1943 года Владимир Фогилев оказался на фронте в составе 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. В первой же боевом вылете в составе эскадрильи молодому лейтенанту удалось уничтожить несколько вражеских машин во время штурмовки.
Летчик принимал участие во многих вылетах на поддержку сухопутных сил, действуя в составе своего полка преимущественно на центральных участках фронта. Много раз его самолёт в ходе боя бывал поврежден.
Согласно открытой статистике, штурмовики не возвращались на базу намного чаще других типов самолётов – такова особенность их работы, подразумевающая действия на малой высоте в непосредственном огневом контакте с наземными средствами ПВО всех классов.
В августе 1944 года Ил-2 лейтенанта Фогилева был подбит зенитным снарядом в районе города Валка. Стрелок-радист был ранен, прыгать с парашютом было поздно, но пилот сумел посадить уже горящий самолёт недалеко от линии фронта. Пехота спасла экипаж, и уже скоро Фогилев вновь прибыл в свой полк, где его «записали» погибшим.
Ближе к концу войны Владимиру Ивановичу, уже командовавшему авиазвеном, пришлось освоить новый для себя тип ведения штурмовки – топ-мачтовое бомбометание. Этот способ практиковался при борьбе с вражескими кораблями.
Суть состояла в том, что самолёт, летевший на большой скорости на малой высоте, сбрасывал бомбу таким образом, что она, отразившись от поверхности, врезалась точно в борт вражескому судну. Именно так Владимир Иванович вместе с товарищами по звену потопил 20 марта 1945 года две быстроходные баржи у порта Кёнигсберг.
За месяц до конца войны лейтенант Фогилев был сбит второй раз, однако фортуна снова улыбнулась ему – самолет удалось посадить в местности, лишь за час до того занятой советской пехотой.
После войны
Владимир Иванович продолжил службу в советской авиации и после войны. Окончил Высшую военно-авиационную академию, освоил реактивные истребители, дослужился до начальника штаба истребительного авиаполка.
После ухода в запас работал инженером, умер в 1978 году, похоронен в Москве. За образцовое исполнение воинских обязанностей еще в 1945 году был награжден «Золотой звездой» с присвоением звания Героя Советского Союза.