Найти тему
Заметки Моргора

Как российские киноделы «в супергероику пытались» (не в первый раз и не в последний)

Оглавление

Тут у меня немного свободного времени образовалось, и решил я уделить несколько часиков на просмотры отечественных фильмов, которые я всё откладывал и откладывал на потом.

Нынче посмотрел «Чёрную молнию», а так как есть у нас рубрика с моими кинообзорами (ссылку прилагаю), то надумал, образно выражаясь, опустить копейку в сию копилку.

Кинообзоры

Да, можете мне заявить, что писать обзор на фильм тринадцатилетней давности – такое себе занятие, на что я отвечу: если бы я хотел быть, как сегодня выражаются, «на волне хайпа», то писал бы о картине «Гром: Трудное детство» (которую тоже обязательно посмотрю).

(Кстати, сначала я увидел пародию на «Чёрную молнию» в передаче «Большая разница» где-то в начале 2010 года, а сам фильм посмотрел 15 января 2023 года.)

Постер фильма «Чёрная молния»
Постер фильма «Чёрная молния»

Что по сюжету

История начинается в Советском Союзе. Жили-были трое учёных, и образовался между ними любовный треугольник... Нет-нет, не пугайтесь, среди них была женщина, так что всё нормально. И занимались они разработками некого нанокатализатора, который, используя в своей работе обнаруженные в лунном грунте кристаллы, многократно увеличивал энергетический потенциал обычного топлива, а венцом их проекта должно было стать создание прототипа летающего автомобиля – ГАЗ-21 «Волги» 1966 года выпуска. Но – тут же любовный треугольник, типа интрига! – один из учёных сделал подставу, и прототип на решающих испытаниях никуда не полетел, а его соперник на амурном фронте от этого почему-то куда-то ушёл, оставив свою пассию (как так получилось, какая тут взаимосвязь – нам не объясняют, хотя вот лично я логики особо не усмотрел, впрочем, с логикой здесь традиционно проблемы).

2004 год. Богатый и подчёркнуто беспринципный главгад Виктор Купцов (хорошо хоть не Предпренимателев или Бизнесменов, чтоб ещё пуще подчеркнуть его сущность) обнаружил большое скопление алмазов под тектонической плитой, на которой стоит город Москва. Естественно, Купцов хочет прибрать полезные ископаемые к рукам (с этого, собственно, и начинается лента, этакой пафосной сценой с дешёвой компьютерной графикой).

Один из учёных очень театрально и наигранно предупреждает (конечно, уже в процессе работы, раньше никак нельзя было):

Это же геологический фундамент Москвы! Если он треснет…

На что главгад ответствует:

Алмазы будут моими!

Пожалуй, вся отпущенная на фильм логика ушла в сию фразу...

Но у злодейского бура не хватает мощностей, тот же самый учёный сразу же вспоминает о нанокатализаторе (который так-то вообще-то засекречен – откуда белохалатник знает такие вещи?).

И тут же нам показывают, как позабытую-позаброшенную сверхсекретную советскую лабораторию... раскапывают – чисто случайно и очень вовремя – рабочие находят там экспериментальную «Волгу» и радостно присваивают.

В 2009 году эту «Волгу» покупает по объявлению отец главного героя. И тут опять непонятка: ближе к финалу сам главгерой звонит бывшему владельцу, ему отвечают – тот на работе, сообщают адрес, по которому находится эта самая «работа», это – резиденция главгада, где на тот момент обманом собраны учёные. Получается, бывший владелец машины – кто-то из учёной братии (там как раз находятся та санта-барбаровская троица разработчиков нанокатализатора)? Или безымянный рабочий по чистой случайности (читай: лени сценариста) трудоустроился к Купцову? А что, он сам, бывший владелец, «Волгой» ни разу не пользовался – главгерой-то быстренько открыл её «удивительные» возможности. И вообще, устроивший подлянку коварный влюблённый потом всё починил, когда испытания провалились? Вопросы без ответов, хотя хотелось бы...

Но вернёмся к нашим баранам сюжету. Папа дарит машинку сынульке, который старенького авто стесняется.

Сынулька-то «мерс» хотел, бедняжка, чтобы произвести впечатление на однокурсницу-профурсетку.

С романтическим интересом главгероя – полный швах. Мадемуазелина вся такая светлая и возвышенная, влюблена в главгероя. Когда успела, почему – нам этого, опять же, не растолковали (любовь с первого взгляда опять-таки выглядит скорее как лень сценариста или же и вовсе творческое его бессилие). И при этом тусуется с местным туповатым мажором и выглядит скорее меркантильной пустышкой. К тому же неверной.

Итак, получив судьбоносный подарок, главгерой отгоняет его от дома (из окна смотрят родные, потому пойти пешком он не решается, а ехать на учёбу на «Волге» ему, видите ли, не комильфо) и садится на общественный транспорт. Вернее, собирается, потому как его просит помочь попасть во входной проём пьяненький персонаж Михаила Ефремова, у коего проблемы с координацией движений и ориентацией на местности. Пьянчужку-то он впихнул, а вот сам не влез, потому и опоздал на лекцию... главгада, который весь такой меркантильный решил отчего-то дать лекцию бедненьким студентам.

Соответственно, и учит Купцов студентов никому никогда не помогать и быть себе на уме.

Главгерой берёт на вооружение сию идею, между ним и главгадом завязывается наивненькая такая химия.

По примеру главгада главгерой идёт торговать цветами, дабы заработать побольше шекелей и покорить сердце продажной девки своей утончённой и возвышенной однокурсницы.

Главгад между тем находит ту самую лабораторию (которую раскопали и, видимо, зачем-то опять присыпали земелькой). Нанокатализатора, естественно, нет (только контейнер нанотоплива), Купцов обнаруживает отчётную документацию и понимает: нужная ему приблуда – в какой-то там чёрной «Волге».

Авто начинают искать его люди. И делают это, мягко говоря, своеобразно – шныряют по Москве и тормозят все машины определённых марки и цвета.

Тут у меня, к слову, возникает очередной вопрос: а как там дела обстоят с регистрацией данного транспортного средства? В киновселенной «Чёрной молнии» не существует госавтоинспекции? Чудо-машинка катается себе со старыми советскими номерами (допустим), «пробить» владельца по гаишной базе (даже после того, как приспешники главгада столкнутся с искомым автомобилем, а тот от них улетит по воздуху) – никак?

В общем, главгерой следует доктрине главгада и «заколачивает деньгу» (используя для этого летательные свойства подаренной «Волги»), дабы овладеть покорить свой романтический антерес.

Но его отца сажает на перо уличный отморозок, которому тот дал в морду за кражу сумочки. И внутренний мир главгероя внезапно переворачивается, он понимает, что нужно помогать людям, и начинает их спасать да бороться с преступностью на своей летучей тарантайке, получив прозвище «Чёрная молния».

И снова сомнительный момент – радиомагнитола в «Волге» настраивается на «служебную волну», по которой переговариваются милиционеры. Во-первых, зачем это нужно было конструкторам, а во-вторых, с тех пор милицейская волна ни разу не менялась? Сомнительно...

Ну а главгад лелеет планы выковырять из чудо-машинки нанокатализатор, впендюрить его в свой бур (в нём уже даже специальный слот установили) и накопать себе алмазов, заодно угрохав столицу.

Бла-бла-бла...

Плагиат?

Когда я смотрел сию картину, меня не отпускало ощущение, будто бы это не шибко завуалированный плагиат.

И дело даже не в названии, в DC Comics есть супергерой с такой же кликухой.

Шут с этим, комиксной макулатуры столько состряпали, что не удивительно.

Видите ли, в чём дело... В детстве, выпавшем на девяностые, мне очень импонировал жанр супергероики, и я с упоением смотрел мультсериал «Человек-паук».

Путь становления Питера Паркера как Человека-паука и путь становления главгероя рассматриваемой картины подозрительно похожи.

Паркер имеет шанс остановить преступника, но не делает этого, потому что это работа полиции. Спустя какое-то время тот самый преступник убивает дядю Питера, из-за чего Человек-паук становится борцом с преступностью.

Отец «Чёрной молнии» ловит парня, похитившего женскую сумочку, бьёт его по лицу, возвращает похищенное и заставляет извиниться. Потом этот же парень убивает отца главгероя ножом. Сам главгерой ожидает отца неподалёку и имеет шанс его спасти, но... Когда подбегает женщина с просьбой помочь человеку, которому стало плохо (кому именно, главгерой не знает), он отвечает, что звонок в скорую бесплатный, и уезжает зарабатывать очередной барыш доставкой цветов.

Ситуации похожие, а сцена подаётся так, что не возникает сомнений, чем вдохновились создатели.

Плюс начальник «Чёрной молнии» Бахрам Махамедович сильно напомнил мне начальника Питера Паркера Джея Джону Джеймсона, пусть первый – директор цветочного магазина, а второй – редактор газеты. Импортозаместили Джону Махамедычем, так сказать...

Да и дружба «Чёрной молнии» с однокурсником-мажором, оборвавшаяся из-за девушки, подозрительно напомнила мне дружбу Питера Паркера и Гарри Озборна...

Что в целом...

Знаете – конечно, знаете! – есть такая штука, как жевательная резинка. Пищевой ценности практически не имеющая и с химическим вкусом.

Некоторые произведения я сравниваю с жвачкой: ценности не представляют, хоть иногда броские да яркие.

«Чёрную молнию» мне хочется назвать не просто жвачкой, а жвачкой пережёванной. Создатели картины собрали целое комбо из надоевших клише и так старательно разжёвывали конфликт между позициями «делать всё ради себя» и «делать всё ради других», что у меня просто слов нет. Причём безыскусно, неестественными какими-то, откровенно постановочными ситуациями (от них хочется в голос кричать: не верю!), а сами герои получились пустые как... как бутылка из-под водки той самой марки, которую ну о-очень навязчиво рекламирует лента!

На финальной битве главгероя (да я даже, как его зовут, не запомнил!) и главгада я чуть вовсе не уснул.

Логика хромает на обе ноги, а чеховские ружья раскладывают на глазах у зрителя так подчёркнуто, что и дураку понятно: вот это оно и есть, такое ружьё, оно обязательно выстрелит.

Единственная сюжетная линия, которая меня немного улыбнула, – это линия персонажа Михаила Ефремова, который бросает пить из-за пролетевшей над ним «Волги» (думает, глюк) и начинает даже бегать по утрам, а новогодним утром подключает к ЗОЖ и бывших собутыльников. Хотя это тоже, конечно, до чёртиков наивно и избито...