Найти тему
О Жизни и об Истории

О рефлексии в обществе/Размышления на фоне военных неудач халифа Сулеймана ибн Абд аль-Малика

Продолжаю читать шестой, исламу посвященный, том сочинений выдающегося российского востоковеда Василия Владимировича Бартольда, в котором он, в числе прочего, рассказывает о складывании и развитии мусульманской государственности при первых халифах; и вот на какую деталь обращает внимание, показавшуюся мне любопытной в свете дня сегодняшнего.

Арабские воины. Рисунок Агнус Макбрайда. Источник: https://sun9-19.userapi.com/impf/UgkXrUgQ45QetAXMpVCzQx-XxEmoVTbhLUltsA/GgOTuXkFiaQ.jpg?size=945x653&quality=96&proxy=1&sign=6cf4fe434eafe9437cefeddb22f78837&type=album
Арабские воины. Рисунок Агнус Макбрайда. Источник: https://sun9-19.userapi.com/impf/UgkXrUgQ45QetAXMpVCzQx-XxEmoVTbhLUltsA/GgOTuXkFiaQ.jpg?size=945x653&quality=96&proxy=1&sign=6cf4fe434eafe9437cefeddb22f78837&type=album

Одной из стратегических задач Омейядов в VIII веке стало взятие Константинополя. С этой целью халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик предпринял масштабный поход на столицу Восточно-Римской империи. Однако осада 717 – 718 годов, как известно, закончилась провалом. Арабам пришлось отступить.

И вот, как отмечает историк: «Достаточно было одной неудачи, чтобы упоение победами сменилось настроением молитвы и покаяния».

Даже собственно не снятая с повестки цель завоевания Константинополя отныне связывалась в сознании мусульман с эсхатологическими, то есть сопряженными с концом земного мира, ожиданиями. Нелишне отметить схожесть подобных настроений с христианскими – только они увязывались с возвращением Иерусалима.

Неудивительно, что в исламском мире преемник упомянутого Сулеймана – Омар II, наряду с праведными халифами, почитается как своего рода эталон благочестия. Скажем, при нем были отменены все незаконные, то есть на Коране не основанные, подати. И это –один из примеров благочестия и, коли угодно – рефлексии халифа на, так сказать, государственном уровне.

Кстати, горе стране и правителям, подобной рефлексии не испытывающим. А бывает, что часть общества переживает рефлексию в извращенной форме. Да-да, я здесь об охлобыстинском «Гойда» и апачевском клипе «Мы». С моей точки зрения, оба – пример искривленной рефлексии. Путь не к правде, а кривде. Не находите? Но отвлекся.

Время же поражений и даже просто стратегических неудач порождает рефлексию в обществе, во всяком случае – думающей его части. Среди элит нередко превалируют иные настроения, умещаемые в словосочетание «дворцовые перевороты». Взять тот же столп мусульманского мира, только более позднего периода – Оттоманскую Порту.

Полагаю, мои уважаемые читатели увидели в тексте продекларированную выше аналогию с днем сегодняшним – поистине: нет ничего нового, как сказано в Книге Екклесиаст, под солнцем…

Разве что добавлю, совершенно не в тему исламских завоеваний и рефлексии после неудач – появятся ли в ближайшие полвека в России романы, подобные «Трем товарищам» и «На Западном фронте без перемен»? Появится ли у нас новый Ремарк? Уверен, что да. А вы?

.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков