Найти тему
Добрый Псих

Тревожный тип ребенка: "Как бы чего не вышло" или "Хорошо подумать - и не сделать"

Тревожный ребенок. Прямая противоположность истероида.

Он очень послушен, чем весьма удобен для родителей. Робок, застенчив, боязлив. Стесняется первым подойти к другим детям и начать общение. Родители обеспокоены его ночными страхами: боится спать один в темноте, мама вынуждена ночевать с ним в одной комнате и даже в одной кровати, и лишь с большим трудом по мере взросления удается уговорить его спать одному, но обязательно с включенной лампой. Он робеет и теряется, когда приходится отвечать у доски перед всем классом, ему трудно выступить на сцене, даже если дома, в кругу близких, он прекрасно читает стихи или играет на музыкальном инструменте. Он чувствителен и раним и, как и эмотив, преисполнен жалости к бездомным животным или страдающим людям. Он плачет, глядя как на реальные страдания, так и на те, которые описаны в книгах или показаны на экране кинофильма.

Становясь подростком, он не становится смелее, по-прежнему держится в стороне в классном коллективе или, если повезет, дружит с одним-единственным другом (подругой). Поскольку ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками, он начинает комплексовать на тему «у меня нет друзей», «меня игнорируют в классе» и «я никому не интересен». И – что сводит с ума родителей – начинает буквально «грызть» самого себя и маму папой своими тревогами и сомнениями.

Склонность к ТРЕВОЖНОЙ МИНТЕЛЬНОСТИ буквально во всем, к постоянным СОМНЕНИЯМ даже по пустякам – ведущая черта этого типа. Она имеет нейрофизиологическое объяснение: в мозгу тревожно-мнительного человека не образуются столь сильные «доминанты», как, например, у паранойяла и эпилептоида - людей, вообще не знающих сомнений.

Если мы представим схематически мозг человека, то по коре мозга постоянно блуждают очаги возбуждения, причем по объективным законам нервной системы эти очаги возбуждения всегда окружены зоной торможения (то есть той зоной, где нейроны «отдыхают», не проводят в этот момент возбуждения). Чем сильнее возбуждение в «доминанте» (наиболее сильном очаге возбуждения коры), тем обширнее и глубже торможение вокруг нее. Поэтому человек может, например, глубоко задуматься – и не услышать, что ему говорят, или зачитаться – и проехать свою остановку. Глубоко погруженный в свою работу, человек может забыть о еде и вообще обо всем окружающем.

Так вот, у некоторых типов людей, а именно у эпилептоидов и паранойялов, образуются очень сильные «доминанты». При этом участки мозга вокруг буквально «заливаются» глубоким торможением и уже не способны реагировать на импульсы, соответствующие сомнениям, альтернативным мыслям и идеям - поэтому паранойял, не ведая колебаний, фанатично идет к своей цели, а эпилептоид «застревает» на отрицательных переживаниях (злопамятность), на образцовом порядке и весьма жестком отстаивании своих интересов под маской «борьбы за справедливость».

Что же касается тревожного типа (психастенического типа, как он назывался в прежних классификациях), то у него, напротив, сильных «доминант» не образуется: и в этом его, условно говоря, слабость, но в этом же и его сила (о силе см. ниже). Слабые доминанты в коре сопряжены со слабым, неглубоким торможением окружающих участков мозга, отсюда постоянные сомнения, блуждающие в его голове в связи с любым самым пустячным выбором – и человек просто не может остановиться на каком-либо варианте. Сомнения гложут и буквально съедают его… а также самых близких людей. Своеобразный «девиз» тревожного человека: «Хорошо продумать… и не сделать».

Если в школе (а позже и на работе) тревожный тип – добросовестный, старательный и абсолютно беспроблемный, то в семье он своей вечной мнительностью, вечными «а вдруг» и «а если» способен довести родных до белого каления. Самые разумные и успокаивающие речи, самые убедительные аргументы действуют… на 5 минут, а затем – очередное «а если…» и так до бесконечности. Открою любящим мамам и папам секрет: успокоить полностью тревожного человека невозможно – на то он и тревожный. Вечные сомнения – свойство его характера. Вам, дорогие родители, остается выбирать: или, скрепя сердце, не вмешиваться (оставить сына или дочь наедине с тревогой), или набраться терпения – и убеждать и успокаивать тревожного подростка до бесконечности.

Какие советы можно дать родителям тревожного ребенка (подростка) в его воспитании?

- Прежде всего, не сердиться и не раздражаться. Он вовсе не капризуля, если упорно не хочет спать в комнате один, без Вас – ему реально страшно. Дочка, в тысячный раз жалующаяся, что все ее якобы «игнорят» и у нее нет подруг, или сын, бесконечно твердящий, что он никуда не годный «лузер» - вовсе не хотят вывести Вас из себя и не являются нытиками. Так устроена их нервная система.

- Создать такому ребенку максимально комфортные условия, щадящие его нервную систему. Турпоходы и уж тем более «экстремальные» виды спорта – не для него. Не пытайтесь записать его «для воспитания воли» в парашютный кружок или в секцию бокса: Вы не поможете ему, а всего лишь получите издерганного невротика. Наилучшая сфера их хобби: шахматы, научные кружки, рисование, музыка, плавание (не для соревнований и рекордов, а просто для успокоения нервов). Такой ребенок с удовольствием будет собирать «Лего» и пазлы, заниматься моделированием и выжиганием по дереву, а девочка – вязать, шить, готовить. И вообще, совершенно не обязательно водить его по кружкам: дома, в привычной обстановке, ему может быть вполне комфортно тихо заниматься любимым делом.

- Не упрекайте в трусости и малодушии: нервная система тревожного человека вообще не рассчитана на сильные нагрузки. Справедливости ради, нужно сказать, что некоторые тревожные подростки (чаще мальчики) сами просят записать их на восточные единоборства или в другие кружки, развивающие силу и умение постоять за себя. Вот здесь не стоит противиться желанию тревожного мальчика, это здоровая работа над собой, если, конечно, она не спровоцирована упреками и насмешками отца или старшего брата на тему «трус, слабак и рохля». В последнем случае подросток просто надорвется, пытаясь изменить собственную природу, и уйдет в еще бОльшие комплексы и неверие в себя.

- Повышайте всемерно и на каждом шагу самооценку тревожного подростка. Заниженная самооценка – их бич, их несчастье. Представьте, каково это: постоянно робеть, бояться, стыдиться и стесняться?! Каково это – постоянно чувствовать собственную слабость и от этого считать себя хуже других. Хвалите подростка за его усидчивость и вдумчивость, за добросовестность и прилежание (а эти черты присущи всем тревожным людям), подчеркивайте любой успех. Но – внимание! – похвала всегда должна быть заслуженной. В отличие от истероида, любая незаслуженная похвала в тягость тревожному человеку.

- Желательно, чтобы жизнь такого подростка шла в рамках хорошо известного ему привычного распорядка и конкретного, хорошо известного заранее плана с минимальным количеством неожиданностей: от планов, где провести летние каникулы - вплоть до планов, в какой колледж или ВУЗ пойти учиться.. Известно (см.работы А.П.Личко), что юные психастеники (тревожно-мнительные юноши) практически не выдают нервных срывов в армии, где, как известно, сугубо мужские нагрузки весьма велики. И знаете почему? Там все идет по распорядку и в соответствии с приказами командиров (все понятно, не нужно сомневаться и делать выбор самому).

Ну, а в чем же сила этого типа? Поверьте, она есть. Постоянная склонность к сомнениям (в том числе, к проверенным и общепринятым «истинам») иногда приводит таких людей к великим открытиям. Считается, что тревожным типом были наделены Ч.Дарвин и И.П.Павлов (ходят слухи, что сохранилось письмо Дарвина самому себе на тему «жениться или нет»).

Среди великих деятелей искусства можно назвать К.Моне и А.П.Чехова (достаточно вспомнить чеховских героев, вечно грустно-меланхоличных и терзаемых сомнениями).

Кстати, в работе со старшими подростками тревожного типа я обязательно упоминаю этих великих людей именно как доказательства силы этого типа личности, его огромных возможностей.

Ко мне часто обращаются мамы тревожных детей по поводу их заниженной самооценки и проблем в общении со сверстниками. Поскольку именно такие подростки весьма склонны к рефлексии и обычно готовы работать с психологом (кстати, среди взрослых клиентов, приходящих к психологу, тревожный тип – один из самых частых), работу я обычно веду как с мамой, так и с самим подростком: тревожным мальчикам и девочкам очень нужна вера в себя, работа над самооценкой, да и просто человеческое понимание и поддержка.

ЖИВЫЕ ПРИМЕРЫ

Одна из основных проблем такого подростка – постоянно заниженная самооценка. Он может прекрасно учиться и получать первые места на олимпиадах, может писать талантливые стихи или хорошо рисовать, девочка может быть весьма привлекательной внешне, а мальчик – физически сильным, тем не менее, он или она будет упорно считать себя хуже других.

Представьте себе, что Вы постоянно охвачены страхом (а в основе тревоги – именно страх) и сомнениями во всем, прежде всего, в самом себе – и Вы поймете, что творится на душе тревожного по характеру ребенка, подростка, да и взрослого тоже.

Обычно родители тревожных подростков обращаются к психологу именно из-за заниженной оценки своего сына или дочери. Кстати, с тем же самым приходят и сами подростки. Второе, что беспокоит родителей – проблемы их ребенка с общением: тревожные подростки беспричинно мнительны, им кажется, что все вокруг, даже друзья думают и говорят о них плохо, что они никому не интересны. Они предпочитают «есть» себя, да и близких людей вечным самокопанием.

В процессе консультирования родители жалуются именно на это свойство подростка «есть» на каждом шагу себя и маму с папой (чаще – маму, поскольку тревожные сын или дочь обычно находятся в детской позиции). Постоянное «нытье» и «самоедство» начинает раздражать матерей, поскольку оно бесконечно, его невозможно прекратить никакими утешениями и ободряющими словами.

Нина, 15 лет. Сама обратилась ко мне в школе за помощью. Круглая отличница с 1 по 9 класс, она плакала в моем кабинете, что на самом деле «глупа» и является отличницей «по случайности», но «скоро все узнают», что она всего лишь «голый король». Ее не смущало очевидное противоречие этих тревожных домыслов (синдром самозванца) с ее реальными успехами. Я рассказала ей подробно о сути ее характера и о великих людях с такими же особенностями (А.П.Чехов. К.Моне, Ч.Дарвин, И.П.Павлов), подчеркнула, что ее сильные стороны – добросовестность и тщательность в работе и что склонность к постоянным сомнениям рождает великих ученых-первооткрывателей. Она слушала с большим вниманием, но решающим аргументом стал мой вопрос: «Ты осознаешь, что способнее многих других?» Именно эта фраза оказалась для нее ключевой, Нина вытерла слезы и просияла. Заниженная самооценка просто не позволяла ей увидеть такого факта. В дальнейшем Нина время от времени приходила ко мне поделиться своими тревогами (дома она, увы, столкнулась с полным непониманием родителей, которые требовали от нее отличных оценок любой ценой и отмахивались от ее душевных проблем). Что примечательно, она стала рассказывать о своих страхах с юмором и самоиронией, относясь к собственной тревожности уже критически. В дальнейшем окончила школу с золотой медалью, пришла ко мне похвастаться и сообщила: «Я много думала. Наверное, я, и правда, имею способности». Боюсь, полностью убрать тревогу у человека с тревожным типом невозможно, зато возможно вооружить его здравой критикой к этой тревоге, это помогает справиться с захлестывающим страхом.

По моим наблюдениям, у каждого человека есть свои «ключевые фразы», которые, выражаясь современным молодежным сленгом, «заходят». Психологу, как и маме, желательно найти их для подростка – иногда это оказывается важнейшей помощью. Вообще, тревожные люди – «второсигнальные», используя терминологию И.П.Павлова: у них ведущим является словесное мышление, в отличие, например, от истероидов и эпилептоидов. Поэтому тревожного (или психастеника, по терминологии П.Б.Ганнушкина и А.Е.Личко) нужно убеждать именно словами.

Шура, 12 лет. Погружена в книги (они в нее в комнате повсюду) и в свои печальные размышления о самой себе. В классе она чувствует себя изгоем, ходит вечно мрачная, обижается по пустякам, отчего и оказывается объектом насмешек и неприязни. Мать обратилась ко мне за помощью не потому, что Шуре плохо, а потому, что особенности дочери сильно раздражают саму маму. От меня она хотела не помощи ребенку, а обеспечение личного комфорта ей самой, тем более, что она активно устраивала свою личную жизнь и ей было не до дочери. Ей-богу, у меня было сильное желание удочерить эту несчастную девочку, отвергаемую собственной матерью. Но семья считалась благополучной и очень интеллигентной (мама свободно владела несколькими языками, работала на престижной работе). Разубеждать девочку в ее тревогах было практически бесполезным, столько их у нее рождалось на каждом шагу. Зато можно было дать Шуре принятие и внимание, ведь раньше ее никто не слушал, и главное – помочь ей увидеть свою ценность. Мы говорили о книгах, которые она читала, о том, что она неплохо разбирается в искусстве, я убеждала ее, что она найдет себе товарищей, если выберет кружок или секцию по интересам. Наконец, я почувствовала, что пора перейти от слов к делу, и, с согласия матери, записала ее в наш школьный литературной клуб (девочка училась в другой школе). Мои предсказания сбылись – тут она нашла себе друзей и единомышленников, даже влюбилась в мальчика - активиста кружка. Одновременно я вела большую работу с матерью, убеждала ее не раздражаться на особенности Шуры, а, напротив, уделить ей внимание и поддержать ее. По счастью, меня «услышал» жених матери, доктор наук, классический ученый «не от мира сего». Став Шуриным отчимом, он стал уделять большое внимание девочке, ценил и хвалил ее эрудицию и в дальнейшем подготовил к поступлению в очень хороший ВУЗ, где Шура уже не просто не была изгоем, напротив - ее начитанность и увлеченность наукой высоко ценились однокурсниками.

Оксана, 14 лет. Убеждена, что она хуже других и что никто не будет с ней дружить, чем «распугивает» тех ребят, кто готов предложить ей дружбу. Прекрасно рисует, но прячет свои рисунки в стол в убеждении, что они «плохие» и «никому не понравятся». Мама – сама тревожный тип, они с дочерью усиливают тревожность друг друга и страдают напару. Поскольку Оксана обучалась в моей школе, я убедила классного руководителя назначить девочку редактором классной газеты. Она отнеслась к делу со всей ответственностью и тщательностью, присущей тревожному типу, и вскоре газеты с ее рисунками стали регулярно побеждать на школьных конкурсах стенгазет. Одноклассники увидели ее способности, Оксана теперь слышала похвалы от сверстников и старших, что весьма повысило самооценку девочки. Надо сказать, что, хотя похвала очень важна тревожным людям, но это должно быть полностью заслуженно. Как справедливо указывает А.Е.Личко, любая незаслуженная похвала очень тягостна для тревожного, в отличие от истероида, который стремится к славе и общим восторгам любой ценой. В случае с Оксаной - успех ее творчества окрылил девочку, она сумела создать в своей редколлегии довольно сплоченный коллектив из нескольких человек: как выяснилось, у нее есть еще и способности организатора.

Дорогие мамы, повторяю: сделать не тревожным человека тревожного типа невозможно: это обусловлено физиологией его нервной системы. Не стоит раздражаться из-за того, что он на каждом шагу ищет поддержки и поэтому «ест» себя и Вас своими сомнениями и страхами. Если истероид постоянно ищет внимания, то тревожный – защиты и понимания, причем эта его потребность – практически ненасыщаема. Основная задача – повысить самооценку подростка, причем на основании его реальных успехов, достижений, способностей (а они у тревожных есть, как правило, недаром этот тип дал миру столько талантливых людей). И не стоит говорить тревожному сыну или дочери: «Пойди запишись в кружок» или выдвини себя на должность редактора стенгазеты. Здесь как раз тот случай, когда от взрослого требуется тактично проявить инициативу, ведь у самого подростка инициатива блокируется страхом неудачи.

Следует сказать также о профориентации тревожного подростка. Выбор профессии - это именно ВЫБОР, причем очень ответственный. А вот с выбором у тревожных людей как раз обстоит дело плохо: склонность к вечным сомнениям делает для них почти невозможным принятие окончательного решения. Такой подросток ходит по «замкнутому кругу» своих сомнений, и здесь очень важна помощь родителей. Не корите сына или дочь, что они в 9 или 11 классе еще не решили, кем быть. Даже для подростков других типов выбор профессии весьма сложен и пугает неопределенностью. Здесь полезно родителям вначале самим подобрать несколько вариантов колледжей или ВУЗов, самостоятельно узнать условия поступления - и лишь потом предлагать эти варианты подростку, тогда неопределенности значительно меньше. Желательно съездить туда вместе с ребенком, причем готовьтесь к тому, что на пороге учебного заведения Вы услышите: «Я боюсь» и «А может быть, не пойдем туда?!» (знаю по своей дочке Ксюше и по сыну Косте, у которых есть элементы тревожности). Костя вообще еще 2 недели после подачи документов - причем именно на ту профессию, о которой он сам мечтал – ныл на тему: «Поеду и заберу документы». Ксюша была еле жива от страха (ситуация та же: профессия мечты), несколько раз порывалась остановиться по пути к колледжу и повернуть обратно, а когда я в приемной комиссии послала ее в один из кабинетов с нужным документом, расплакалась прямо по пути и вернулась обратно. И все это НОРМАЛЬНО, это не лень и не трусость, а просто проявления ТРЕВОГИ. Тут главное – не раздражаться и не требовать от человека, охваченного страхом, идти самому вперед. Я просто взяла документы – и все сделала сама, а мой ребенок сидел рядом. Как только моими усилиями возникла определенность: документы поданы, подросток зачислен – дальше дело пошло гладко. Теперь оба учатся, очень довольны. Я не сторонник таких методов, как спихивать человека в реку с лодки – и выплывай сам, как знаешь.

Если узнали своего ребенка или лично себя и хотите обсудить это с опытным психологом, приглашаю на консультацию.

Желающие - пишите в комментариях или в Ватсапп (см.ниже): "ХОЧУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ".

Елена Бекетова, школьный психолог, кандидат психологических наук и счастливая мама пятерых усыновленных и приемных подростков

Запись на консультацию: +79687465967 (Ватсапп). Возможна первая БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Мои книги:

«Рассказы Доброго психа»

«Воспитание человечности. Книга для родителей»

«Да будет свет!» (психологическая фантастика)

Вы можете прочитать бесплатно по ссылкам:

https://prodaman.ru/Elena_Beketova/books

https://author.today/u/id606345317/works/edit

или купить в издательствах «ЛитРес» и «Ридеро»

Взято из: https://vk.com/id606345317

Из Сети
Из Сети
Из Сети
Из Сети