Рассказывают об одной женщине, которая как-то вечером отправилась в ресторанчик поужинать со своими двумя детьми. Когда они уже ели, ресторан стал наполняться людьми. Это было похоже на воссоединение семьи. Каждого, кто входил, приветствовали и обнимали. Все улыбались друг другу; смех заполнил помещение. Люди говорили друг другу: “Я люблю тебя” и “Позвони мне, когда тебе нужно будет с кем-нибудь поговорить”.
Перед тем, как уйти, женщина спросила официантку, кто эти люди. Официантка сказала: “Они приходят сюда каждый субботний вечер после собрания в обществе анонимных алкоголиков”. “А что, нужно быть алкоголиком, чтобы стать их членом?” - спросил тринадцатилетний сын женщины. Его мать мечтала стать членом группы тесно связанных между собой людей, группы, в которой она бы могла найти любовь и поддержку.
Куда могут пойти одинокие люди, чтобы найти помощь в своих проблемах? Где могут они обрести чувство принадлежности? Может ли какая-либо одна группа предложить поддержку всем и каждому? Такая группа существует. Бог создал ее давным-давно. В Новом Завете она называется церковью, телом Христовым и Божьей семьей.
Бог хочет, чтобы тело Христа принимало и давало любовь тем, кто одинок, отчужден и испытывает жизненные трудности. Он замыслил церковь как сплав людей из всех сфер жизни, которые преданы друг другу, служат друг другу, добры друг ко другу, прощают, поддерживают друг друга и тесно спаяны.
Одну из основополагающих истин можно сформулировать следующим образом: чем более мы едины в теле Христовом, тем легче людям видеть на нашем примере то, что Бог предлагает и им. Задумайтесь об этом.
Именно о таком единстве пишет Павел ефесянам:
«Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:1-6).
В 4:3 Павел призывает христиан стараться “сохранять единство духа в союзе мира”. В древнегреческом языке глагол, означающий “стараться” (спудадзо) имеет значение “отдаваться полностью, без остатка”. Грамматическое время глагола указывает на то, что нам следует это делать постоянно.
Именно это Христос выдвинул как первостепенной важности задачу для Своей церкви. Незадолго до того, как гвозди пронзили Его ладони, и Он был поднят на кресте, Иисус молился:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:20-23).
Иисус надеется найти людей, уступающих друг другу в любви и отдающих все, что могут, чтобы сохранить единство Духа. Он жаждет услышать ответ на Свою молитву.
Как же достичь такого единства?
ЕДИНСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ БОГ
Единство имеет начало в Боге. Павел семь раз повторил слово “один”: “одно тело... один Дух... одна надежда... один Господь... одна вера... одно крещение... один Бог”. Обратите внимание на то, что главное в этих семи фразах - Бог, причем единственный. Представление о единстве неотделимо от Бога. Отец, Сын и Дух - одно. Никакого соперничества не существует в Троице. В божестве мы видим совершенное единство.
То запредельное единство божества отражается в этом мире. Оно проявляется в теле Христа. Тело это едино в понимании Божьем. Есть только одно тело, потому что есть только один Дух, который делает его телом, объединяя всех.
Это единство приходит в наш мир с одной надеждой, одной верой, одним крещением и - превыше всего - с одним Господом. Мы верим в одного Господа. Мы крестимся в этого одного Господа. Мы полагаем свои надежды на возвращение этого самого одного Господа.
Единство (или единственность) приходит в наш мир в виде семьи - Божьей семьи. Поскольку у нас только “один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас”, существует только одна семья.
Призывая христиан стараться “сохранять единство духа в союзе мира”, Павел не учил нас создавать единство. Только Бог может делать это. Мы становимся едины, когда приходим ко Христу. У нас тот же Отец и тот же Господь, и тот же Дух пребывает в нас. Все это предусмотрено Богом.
Библия велит нам сосредоточиться на Боге. Она призывает христиан надеяться на Бога, который есть Отец, Сын и Дух. Мы должны видеть в Нем Бога совершенного единства, Бога святой гармонии, Бога священной единственности и Бога вечного братства. Только в Боге мы открываем истинное значение понятия единственности, гармонии и любви. Обнаружив эти качества в Боге, мы стремимся показать их нашему миру через тело Христово.
КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К ЕДИНСТВУ
Мы не можем создать единства, но мы можем вести себя так, чтобы способствовать единству. Павел увещевал христиан жить “со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением...” (Еф. 4:2). Апостол упоминает три основных качества христиан.
Во-первых, он говорит, что у христиан должно быть полное “смиренномудрие”. Откуда берется смирение? Можно ли просто захотеть быть смиренным и стать им?
Смирение - это то, что рождается в нас от встречи с Богом. Все люди в Библии, являющие нам пример смирения, имели нечто общее: это была встреча с Богом. Они были поражены беспредельностью, силой и величием Бога. Так случилось с Авраамом на горе Мориа (Быт. 22:1-18) и с Моисеем у горящего куста (Исх. 3:1—4:17). Давид исполнился благоговейного ужаса перед небесным творением Создателя (Пс. 18). Пророк Исаия понял свою ничтожность, когда встретился с Господом лицом к лицу в храме (Ис. 6:1-5), а апостол Иоанн, сосланный на Патмос, пал к ногам Сына Человеческого (Отк. 1:12-17). Встреча с Божьим величием ставит людей на колени.
До тех пор, пока мы не ощутим величия Божьего, над нами будет властвовать гордость. Гордость толкает нас на снижение понятия Бога точно так же, как фотокопирующее устройство уменьшает размер оригинала по нашему желанию. Гордость заставляет нас занижать ценность других людей. Встреча лицом к лицу с Божьим величием ставит все на свои места. Лицезрение Бога таким, какой Он есть на самом деле, меняет наш взгляд на самих себя и других.
Павел говорит и о другом качестве, способствующем гармонии. Это “кротость”. Что такое кротость? Я могу показать, чем она не является. Я как-то раз остановил свою машину на перекрестке на красный свет. Машина, которая двигалась в другом направлении, получила разрешающий знак на поворот налево. Водитель начал огибать мою машину спереди, по крайней мере, таково было его намерение. К несчастью, на полпути злополучная машина вдруг остановилась и начала дергаться в конвульсиях. Она чихала, пыхтела и стреляла, но не двигалась с места. За дергающейся машиной двигался щегольской зеленый грузовик, за рулем которого сидел раздраженный водитель, который торопился куда-то ехать и решать какие-то свои дела. Он засигналил остановившемуся автомобилю и начал громко оскорблять водителя.
И я подумал: “Вот как мы обращаемся с людьми, которые не делают того, чего мы хотим от них. Мы грубы, когда у людей возникают проблемы, когда они допускают ошибки или не способны соответствовать нашим ожиданиям”.
Иисус призывает нас поступать кротко, без злости и недоброжелательства. Иисус дает нам Своего Духа с тем, чтобы мы могли быть кроткими.
Третье качество, которое способствует гармонии в церкви, - “долготерпение” (греч. макрофюмиа), или “терпение” (Современный Перевод). Исходное греческое слово означает “невозмутимость”. В нем содержится идея, полностью противоположная той, которая выражается словом “вспыльчивость”. Вспыльчивости не место в церкви.
Приходилось ли вам когда-нибудь внимательно рассматривать пакетик какого-либо пищевого продукта? На боковой стороне упаковки мы часто находим минимальные требования по нормальной питательности, которым должен отвечать данный продукт. Там перечислены витамины, которые нам необходимы для того, чтобы сохранять здоровье. Так вот, в нашем тексте Павел перечислил минимальные требования, необходимые для сохранения единства в Господней церкви: смиренномудрие, кротость и долготерпение.
ДЕЙСТВИЕ, СОХРАНЯЮЩЕЕ ЕДИНСТВО
Помимо качеств, необходимых для поддержания единства, Павел указывает на одно необходимое действие. Он называет его снисхождением друг ко другу в любви (4:2). Это действие предполагает умение переносить других людей, но не пассивно. Это не значит сцепить зубы, сложить руки на груди и терпеть друг друга, пока Иисус не придет снова; это активный поиск лучшего друг для друга.
Здесь нельзя пропустить мимо ушей слово “любовь”. Мы должны снисходить друг ко другу любовью. Вспомните описание любви, данное Павлом:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13:4, 5).
Эзоп поведал нам басню о павлине и журавле:
«Как то раз встретились Павлин и Журавль. Павлин распустил свой прекрасный хвост и начал ходить вокруг, поглядывая с презрением на Журавля и давая понять, что тот - просто обычное создание, не достойное того, чтобы на него обратили внимание. Журавлю не понравилось такое наглое, надменное поведение, и он сказал так, чтобы Павлин услышал его: “Павлины были бы прекрасными птицами, если бы для этого было достаточно красивых перьев, но как ужасно, когда не хватает благородства, чтобы летать за облаками”. Затем Журавль расправил свои большие сильные крылья и улетел, а Павлин остался внизу и уже далеко не был так доволен собой, как прежде».
Пока существуют церковные общины, люди в них будут отличаться друг от друга зрелостью, семейным положением, семейной историей, возрастом, интересами и личностными особенностями. Бог создал павлина и журавля, предназначив им быть разными. Бог также создал нас. Он создал нас всех разными, но тот же Господь, который спас вас, спас и меня. Святой Дух, живущий в вас, также пребывает и в христианине, сидящем рядом с вами. Тот же Отец, который называет вас своим чадом, видит в каждом другом члене вашей церкви Свое дитя.
Да, я знаю, что вы можете оглянуться вокруг и увидеть людей, которые не всегда ведут себя, как Божьи дети. Но, когда я спотыкаюсь, Бог хочет, чтобы вы снизошли ко мне с любовью. Когда вы спотыкаетесь, Он хочет, чтобы я снизошел к вам. Мы с вами не сможем возрасти во Христе, если будем удерживать между собой дистанцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тело Христа представляет собой сообщество веры, созданное Богом на диво всему миру. В церкви люди могут найти дружбу, надежду, поддержку и ободрение. Наше единство идет от природы Самого Бога. Поэтому мы изо всех сил должны “сохранять единство духа в союзе мира”.
Что вы можете сделать для поддержания единства в местной церкви?
Сделайте единство церкви первоочередной задачей вашей жизни. Единство укоренено в самой природе Бога. Очень высоко это цените. Молитесь о том, чтобы Бог построил и укрепил единство в вашей общине. Господь услышит ваши молитвы о единстве.
Начните менять собственное отношение к людям. Всякий разлад идет от эгоизма и гордыни. И то, и другое тускнеет и исчезает перед Божьим величием. Наша проблема с людьми заключается вовсе не в этих людях. Вся беда в том, что мы сами забываем о Боге. Нам нужно петь гимны о Боге, читать псалмы, которые возвеличивают Бога, находиться в Его присутствии и всякую мысль устремлять к Нему. Мы будем поражены тем, что произойдет с нашим отношением к людям.
Примитесь за дело. Установите, что, конкретно, может помочь объединить церковь, и начните это делать. Это может быть отказ от распространения слухов, примирение с кем-либо. Вы можете сделать первый шаг навстречу человеку, с которым у вас испорчены отношения. Вы можете взять себе за правило еженедельно посылать кому-либо хотя бы одну открытку со словами ободрения. Это может быть решимость отмечать хорошие черты в другом человеке, быть более доброжелательным в беседах, стать миротворцем и помирить двух людей или же предпринять особое усилие с тем, чтобы “усыновить” кого-то, у кого нет близких уз с другими в церкви.
Снисходите друг к другу с любовью. Если вам трудно научиться иметь снисхождение к кому-либо, просите Бога помочь вам преодолеть эту трудность. Молитесь за того человека и благодарите за него Бога.
Если мы будем стараться “сохранять единство духа в союзе мира”, Иисус получит ответ на Свою молитву в Ин. 17: Его народ будет един в Духе, един в Господе.