Чтобы поступить… что за вопросы такие? Но это на поверхности, а на самом деле всё гораздо сложнее.
Мне кажется, что самое интересное и важное происходит не в день экзамена, а весь год до него. Вы только сопоставьте, соизмерьте: несколько неприятных часов в июне и целый учебный год, полный страданий и непрерывного внутреннего роста… экзамен однозначно блекнет на фоне года! На экзамен мы приходим уже готовые, сделанные, совершенно не такие, какими были до начала всего этого ужаса. Экзамен принимает нас в новой ипостаси.
И тут, конечно, нужно (из уважения) быстренько сказать, что все те знания и умения, которые мы получаем за учебный год – бесценны…
Так зачем же мы сдаём экзамен и что на нём такого проверяется? Чего от нас ждут и что в нас ищут, пытаются рассмотреть? Ну, чего ждут фипишники, нас не сильно должно волновать – мы их критерии зубрим, как таблицу умножения, и этого достаточно, давайте я лучше поделюсь своим видением и расскажу, чего жду от своих учеников.
К экзамену можно готовиться, как к главному событию своей жизни: учить все-все правила, решать все-все тесты и писать сочинения вместо завтрака, обеда и ужина. Ох, так, кстати, я и буду готовиться в июне, потому что просто умру, если напишу не на 100 баллов(( но такой подход – это нехорошо, поэтому сейчас я буду вразумлять не только вас, но и себя.
Я противопоставляю два подхода: знать всё досконально – подход первый, и знать принципы – подход единственно верный. Знать принципы означает, что вы знаете смысловое ядро: правил русского языка, правил работы с теСТами, правил прочтения теКСТов и правил их сочинения. Если у вас в руках принцип, а не зубрёжка, у вас больше свободы действий... и целее нервы)
Приведу в пример работу над сочинением. Мы можем составить полный список всех проблем, которым были посвящены тексты прошлого года, написать сочинение по каждой проблеме и, например (гулять так гулять), вызубрить все эти сочинения. А можем изучить критерии, понять, что должно быть в сочинении обязательно, написать за год штук 25-30… и прийти на экзамен со знанием основ.
В первом случае мы здорово натренируем память. Здорово, да. В жизни должно пригодиться. Во втором же случае… о, во втором случае мы прокачаем такую способность, за которую нас с руками оторвут в любой жизненной ситуации!
Этот замечательный навык можно назвать умением вертеться.
Всякий раз, когда вы садитесь писать сочинение, вам очень сложно, потому что текст – это всегда преодоление. Вам как будто приходится изобретать велосипед: вроде бы вы только-только (на прошлом тексте), поняли, как все эти штуки работают, но тут снова вы сидите и думаете, думаете и не можете понять, как же из этого всего сложить сочинение.
И это нормально. И так будет всегда.
На каждом новом тексте мы должны вертеться, изворачиваться, страдать, высасывать из пальца и лить воду (лить воду запрещаю! – чем короче текст, тем лучше), и каждое новое сочинение будет маленьким шагом к великому скиллу делать то, что нужно именно вам, а не обстоятельствам.
На экзамене готовьтесь к сложностям: текст попадётся странный, неадекватный, глупый, непонятный, возмутительно скучный или ещё какой. И вам придётся что-то с ним сделать, причём это что-то должно быть на 23-24 первичных баллов из 24 возможных) вы будете изворачиваться, страдать… но в итоге напишете хорошее сочинение! потому что весь год не тренировали память, а учились вертеться и подстраивать обстоятельства под себя.
Проявлять чудеса изобретательности – вот наш главный навык.
Из уважения быстренько добавлю, что все те знания и умения, которые мы получаем за учебный год…